Социальные и политические предпосылки утверждения сентиментальной драмы в культуре второй половины XVIII в
Представители сентиментализма выступили против эстетики классицизма, рационализма ранних просветителей, они способствовали становлению просветительского реализма. Борясь с рациональными канонами и нормами, сентименталисты создали культ чувства и воображения. Сентиментализм значительно расширил рамки драматургии показом частной жизни человека, разработкой семейных сюжетов, любовных изображений природы, стремление максимально приблизить драму и театр к жизни третьего сословия.
В пьесах изображаются чувствительные ситуации, строго размеренный стих сменяется прозой, передаёт оттенки живой разговорной речи. Вместо условных неизменных классицистских декораций (дворцовые залы в трагедии, безликие статичные интерьеры в комедии), появляются сельские виды, уединённые хижины.
Общественное содержание сентиментализма неоднородно. Наряду с демократическим искусством, направленным против существующей действительности, утверждение нового героя – защитника интересов третьего сословия было тенденцией к идеализации примирения социальных противоречий.
Наиболее полное выражение сентиментализм получил во Франции, стоявшей на пороге буржуазной революции конца XVIII в. Элементы сентиментализма проявились уже в «слёзных комедиях» П. Лашоссе. Глава французских идей сентиментализма – Ж.Ж. Руссо – родоначальник «руссоизма», выразитель наиболее радикальных устремлений третьего сословия. Театрально-эстетические взгляды Руссо неотделимы от его враждебного отношения к феодальной цивилизации. Театральная теория Руссо была развита и во многом дополнена Л. С. Мерсье, создавшем на современном и историческом материале яркие образцы социальной драмы, проникнутые чувствительностью («Дезертир», 1771; «Неимущий», «Жан Анньюе»,1772). Элементы сентиментального направления заметны в драматургии П. Бомарше, а также в мелодрамах революционных лет.
В феодальной Германии сентиментализм был проникнут против сословных слоёв. Незрелость бюргерства обусловила неопределённость положительных идеалов немецких сентименталистов, трагическое разрешение конфликта между могучей личностью, рвущейся к свободе и убогой действительностью. Особенно ярко новое течение проявилось в деятельности драматургов Ф. М. Клингера («Близнецы»,1776; «Буря и натиск»,1777), Я.Ленца («Солдаты»,1776; «Гувернёр»,1778). Манифестом немецкого театрального сентиментализма стал трактат Ленца «Замечания о театре», написанный под влиянием трактата Мерсье.
Отказ от рационалистического метода, от классицизма, дал возможность актёрам 2-оё половины углубленно раскрывать мир героев, вносить динамику в развитие образа, передавать интонации живой взволнованной речи. Всё это способствовало утверждению сентиментальных тенденций и в различной степени проявилось в деятельности выдающихся актёров этого времени. Д. Гарик возродил на английской сцене Шекспира, эмоционально насыщенно воплотил образы его драматургии. Ф. Шрёдер обратился к драматургии «Бури и натиска» и Шекспиру, осуществил репертуарную реформу немецкого театра. Влияние сентиментализма испытало даже искусство французских актёров, тесно связанное с поэтикой классицизма.
В России развитие сентиментализма в конце XVIII – начале XIX в. было тесно связано с ростом антифеодальных настроений. В русской сентименталистской драматургии получили выражение антикрепостнические мотивы, тема, обличающая городскую цивилизацию, любовное изображение сельской жизни, противопоставление богатства и нищеты.
Другие статьи:
Неприятные привычки китайцев
Одной из особенных прелестей, которую может испытать путешественник, посещая страну другой, отличной от его собственной культуры – это приобретение знаний и опыта о быте, традициях и привычках другого народа. Однако иногда случается, что ...
Основные этические принципы эпохи Возрождения. Отношение к античности
Итальянское Возрождение – одно из самых ярких явлений в истории европейской культуры. Споры о его характере, исторических корнях, этапах трехвекового развития не утихают и поныне. В исторической науке Возрождение рассматривается как перед ...
Краеведческий музей г.Октябрьска
Музей основан в 1985 году. Представляет собой классический вариант муниципального краеведческого музея. Экспозиция выстроена в духе музейного соц. реализма. На сегодняшний день вся уникальность музея заключается в том, что в городке с нас ...
Разделы