Сентиментализм как литературный метод определения общественных взглядов в конце XVIII в
Дворянские сентименталисты также говорят о моральном превосходстве крестьян над помещиками, но факты насилия, бессердечия и произвола крепостников представлены в их произведениях в виде исключения, как своего рода заблуждение обидчика, и чаще всего завершаются его чистосердечным раскаянием. С большим удовольствием пишут они о добрых, гуманных помещиках, о гармонических отношениях между ними и крестьянами. Дворянские сентименталисты последовательно обходят грубые черты крестьянского быта. Гамма чувствительности героев здесь гораздо беднее, чем в демократическом сентиментализме. Сельские жители, как правило, добры, любвеобильны, смиренны и послушны. И всё же было бы неправильно называть дворянский сентиментализм реакционным явлением. Главная его цель – восстановить в глазах общества попранное человеческое достоинство крепостного крестьянина, раскрыть его духовное богатство, изобразить семейные и гражданские добродетели. И хотя писатели этого течения не отважились поставить вопрос об отмене крепостного права, но их деятельность подготавливала общественное мнение к разрешению этой задачи.
Несмотря на то, что сентиментализм зарождается в 60-е годы, лучшие его произведения – «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Письма русского путешественника» и повести Карамзина – относятся к последнему десятилетию XVIII в. Как и в других литературных направлениях, общность творческого метода писателей не означает тождества их политических и социальных взглядов. В русском сентиментализме можно выделить два течения: демократическое, представленное творчеством А. Н. Радищева и близких к нему писателей – Н. С. Смирнова и И.И. Мартынова, и более обширное по своему составу – дворянское, видными деятелями которого были Н.М. Карамзин, М.М. Херасков, М. Н. Муравьёв, И.И. Дмитриев.
Сентименталисты критически относятся к развращающей человека городской культуре, выступают против душевной чёрствости, паразитизма и мотовства господствующих классов. От общих рассуждений о человеке они перешли к изображению конкретного человека, душевные движения которого они старались не только обрисовать, но и объяснить.
Следовательно, с одной стороны, нельзя не согласиться с теми исследователями, которые подчёркивают прогрессивный характер сентиментализма, отмечая, что именно писатели этого направления впервые заговорили о крестьянине как о полноценном герое своих произведений, что они заглянули в душу крестьянину и нашли там достоинства, часто превышающие достоинства людей из господствующего сословия. С другой стороны, совершенно резонными следует признать и упрёки тех учёных, которые отмечают сглаживание сентименталистами социальных противоречий, идеализацию ими крестьянской жизни, нежелание видеть её в настоящем свете, облегчённое решение конфликтных положений в их произведениях, идиллические концовки, нередко завершающие их. Именно в этом и заключается сложность и противоречивость сентиментализма, которые в некоторых случаях можно наблюдать даже в творчестве одного и того же писателя.
Таким образом, когда мы говорим о характере сентиментального направления в его конкретном художественном воплощении, то возникает вопрос не о мере субъективного и объективного, а о социальном его смысле. Сентиментализм отказался от восхваления гражданских доблестей своих героев, но он пришёл к возвышению человека, поставил его на пьедестал. Следуя за Руссо, который считал, что в современном обществе невозможно соединить воспитание человека и гражданина, сентименталисты обратили особое внимание на изображение человека.
Расцвет сентиментализма утверждает в русской литературе новый жанр, чувствительный роман и чувствительную повесть. Как говорит уже само название, чувствительная повесть ставила перед собой задачу раскрыть чувства героя или самого автора, состояние их души. Вместе с тем повесть должна была подействовать на воображение читателей, возбудить их чувствительность, заставить их пожалеть о героях, оплакать их горестный жребий или пролить счастливые слёзы умиления, когда они приходили к благополучному завершению своих стремлений.
Другие статьи:
Общая характеристика социально – экономических условий народов Центральной Азии
Прежде всего, об изучении Центральной Азии во второй половине ХIХ в., необходимо остановиться на самом определении понятия «Центральная Азия». Термин этот получил особенно широкое распространение в географической, исторической литературе ...
Подходы к изучению отношения "личность - культура"
С. Неретина и А. Огурцов в интересной книге "Время культуры" показывают, что в работах Н. Бердяева, М. Бубера, М. Бахтина, B. Библера личность рассматривалась или как самостоятельная сущность, отделенная от культуры (культура ес ...
Черная месса
Черная месса – это мистический обряд, посвященный сатане, издевательство над христианской литургией. В «Мастере и Маргарите» она названа «балом сатаны».
В Москву Воланд приезжает именно для совершения этого обряда – это главная цель его ...
Разделы