Сентиментализм как литературный метод определения общественных взглядов в конце XVIII в

Информация » Предпосылки возникновения сентиментализма в России во второй половине XVIII века » Сентиментализм как литературный метод определения общественных взглядов в конце XVIII в

Страница 1

Во второй половине XVIII в. во многих европейских странах распространяется новое литературное направление, получившее название сентиментализм. Его появление было вызвано глубоким кризисом, который переживал феодально-абсолютистский режим. В сентиментальной литературе нашло отражение настроение широких слоёв европейского общества. По идейной направленности сентиментализм – одно из явлений Просвещения. Антифеодальный пафос его произведений особенно чётко выражается в проповеди всесословной ценности человеческой личности.

Исторической предпосылкой возникновения сентиментализма, особенно в Европе, стала возрастающая социальная роль и политическая активность третьего сословия, которое к середине XVIII в. обладало огромным экономическим потенциалом, но было существенно ущемлено в своих социально-политических правах по сравнению с аристократией и духовенством. По своей сути политическая, идеологическая и культурная активность третьего сословия выразила тенденцию к демократизации социальной культуры общества. Не случайно именно в третьесословной среде родился лозунг эпохи – «Свобода, равенство и братство», ставший девизом Великой французской революции. Этот социально-политический дисбаланс явился свидетельством кризиса абсолютной монархии, которая как форма государственного устройства перестала соответствовать реальной структуре общества. И далеко не случайно то, что этот кризис приобрёл преимущественно идеологический характер: в основе рационалистического мировосприятия лежит постулат первенства идеи; поэтому понятно, что кризис реальной власти абсолютизма дополнился дискредитацией идеи монархизма вообще и идеи просвещённого монарха в частности. А поскольку абсолютная монархия всё больше и больше демонстрировала и своё практическое несоответствие реальным потребностям социума и катастрофический разрыв между идеей абсолютизма и практикой самодержавного правления, постольку рационалистический принцип мировосприятия подвергся ревизии в новых философских учениях, обратившихся к категории чувства и ощущения, как альтернативному разуму средству мировосприятия.

Через всю историю XVIII в. во Франции проходит непрерывная, хотя никем ещё пока неосознанная, подготовка буржуазной революции. Как бы ни обстояло дело с политическими правами буржуазии, бесспорно, то, что во второй половине столетия она становится самой могущественной в стране силой, которая по своим реальным возможностям намного превосходит все остальные классы. И это новообретённое влияние она тотчас же распространяет на культуру. Прежде всего, она заявляет о себе как сторонница самых прогрессивных идей, самой смелой философии – именно она первой рукоплещет политическим выпадам Вольтера, новой философии и новой морали Руссо, - а это немедленно привлекает к ней симпатии передовых мыслителей. И, что ещё важнее, она сама выдвигает этих мыслителей из собственной среды. Замечательный факт, который ни в коем случае нельзя считать случайностью: едва ли не все «властители дум» этого времени – люди очень простого происхождения, выходцы из третьего сословия, иногда из самых его низов. Руссо – сын обыкновенного часовщика, Вольтер – сын нотариуса, Дидро – ножовщика. О живописцах можно и не говорить – все они не только по рождению и воспитанию, но по строю своих убеждений, как личности и как художники, безраздельно принадлежат третьему сословию.

Философское учение об ощущениях как единственном источнике и основе познания – сенсуализм – возникло ещё в пору полной жизнеспособности и даже расцвета рационалистических философских учений. Основоположник сенсуализма – английский философ – Джон Локк (1632-1704), современник английской буржуазно-демократической революции. Сенсуализм Локка предлагает новую модель процесса познания: ощущение – эмоция – мысль. Между материальной реальностью и идеальной реальностью устанавливается прочная причинно-следственная связь, поскольку идеальная реальность, продукт деятельности разума, начинает осознаваться как отражение материальной реальности, познаваемой при помощи чувств

Концепция личности, сложившаяся в литературе сентиментализма, диаметрально противоположна классицистической. Если классицизм исповедовал идеал человека разумного и общественного, то для сентиментализма идея полноты личностного бытия реализовалась в концепции человека чувствительного и частного. Высшей духовной способностью человека, органично включающей его в жизнь природы и определяющей уровень социальных связей, стала осознаваться высокая эмоциональная культура, жизнь сердца. Тонкость и подвижность эмоциональных реакций на окружающую жизнь более всего проявляется в частной жизни человека, наименее подверженной рационалистическому усреднению, господствующему в сфере социальных контактов – и сентиментализм стал ценить индивидуальное выше обобщённого и типического.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Содержание современного досуга в Японии
В данной главе рассказывается о видах досуга в Японии, которые получили наибольшее распространение. Как уже говорилось выше традиционный досуг и современные его формы – вот составляющее досуга в Японии. Наряду с играми существовавшими Япо ...

Возникновение и основные этапы развития музейной экспозиции
Для того, чтобы приступить к теме, необходимо об означить что из себя представляет музейная экспозиция. Как гласит Словарь музейных терминов «Экспозиция – происходит от латинского "expositio" – выставлять и означает в широком см ...

Музыкальная партитура
Современная звукорежиссура оказывает большое влияние на формирование звуковой среды эфирного пространства. Звуковая партитура - руководящий документ, подсказывающий звукооператору те моменты в ходе программы, когда нужно включить и когда ...