Культурная идентификация

Информация » Предмет, основные понятия и структура культурологии » Культурная идентификация

Страница 2

Сознание человека антропоморфно. Природа, космос, социальная реальность осмысляются через определенную установку – помещение человека в центр мироздания. все явления мира воспринимаются с точки зрения опыта и ценностей человека. Человек постоянно отождествляет себя с группой, этносом, нацией, расой, человечеством. Вот почему возникает проблема парадоксов культурной идентичности. Культурная идентификация – самоощущение человека внутри конкретной культуры. Расовые, этнические, религиозные и иные формы дискриминации, в конечном счете, коренятся в эволюционной потребности индивида в определенных формах групповой идентификации. Группы, которые сумели добиться кокой-то сплоченности, возможно, выжили лучше, чем те, которые не смогли ее добиться.

Исторические волны парадигмальных преобразований каждый раз изменяют индивидуальную и групповую культурную идентичность. Например, в течение десяти тысяч лет господства на планете сельского хозяйства индивиды чрезвычайно просто идентифицировались с семьей, кланом, деревней или другими группировками, которые захватывали индивида при появлении его на свет. Индивид рождался уже как член семьи и расовой группы. В результате промышленной революции семейные формы культурной идентификации заметно ослабли. Это выразилось, в частности, в том, что забота о престарелых была снята с детей и возложена на государство. Национальные привязанности усилились, а местные связи ослабли. но в этом случае господствующие идентификации, кроме профессиональных связей, по-прежнему фиксировались или в значительной степени предопределялись уже при рождении.

Современная культурная идентификация также претерпевает определенные изменения. Утрачивая связь с контекстом своего рождения, индивид получает возможность большого выбора в самоопределении. Конечно, мы по-прежнему рождаемся как члены семей и расовых групп, однако очевидно, что по мере нарастания современных цивилизационных преобразований многие люди приобретут большую возможность в выборе культурной идентичности в соответствии с усилением индивидуальности в новой социальной структуре. Заметно ускоряются ныне и темпы социальных и культурных изменений, так что идентификации, которые выбираются, становятся все более кратковременными. Новые формы самоотождествления накладываются на прежние, возможно, более глубоко укорененные формы идентичности. Национальное, или этническое, сознание предполагает идентификацию индивида с историческим прошлым данной группы и акцентирует идею «корней». Миросозерцание этнической группы вырабатывается с помощью символов общего прошлого этноса – мифов, легенд, святынь, эмблем. Эта культурно-историческая преемственность в жизни этноса – величина динамическая и переменная.

Целостность этнической структуры, функционирование этнического «субобщества», общины обусловливают единство этноса. Этническая структура – это арена наглядного проявления и воплощения этнической культуры и текущей жизни. Ежедневный труд, соседские отношения, совместная религиозная практика, политическая активность, экономическое поведение, досуг и развлечения – все это может быть в той или иной степени основой для культурной идентификации.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Культура эпохи Средневековья: литература, архитектура, искусство
Средние века начинаются от распада Римской империи до Эпохи Возрождения. Само понятие Средневековья появилось в Эпоху Возрождения. Основой Средневековой культуры был ее теоцентризм. Христианство в 4 веке н. э. стало официальной религией р ...

Современный танец – повод для раздумий
Эксперименты в области движения начались в середине 19 века: теория «телесного выражения» Ф. Дельсарта, эксперименты Ж. Далькроза в области создания движенческого алфавита для зрительного воплощения музыки. Первыми, в области сценического ...

Постскриптум
А все же, – «так ли страшна рок-культура, как ее малюют»? Отвечая в заключение на этот вопрос, можно сказать следующее. Нет, рок-культура не так страшна. Точнее – страшна не так. Во-первых, рок-культура гораздо страшнее, а во-вторых, стра ...