История некоторых архитектурных памятников города

Информация » Постройки петровского времени в Петербурге » История некоторых архитектурных памятников города

Страница 4

В отделке внутренних помещений использовались золото, серебро, мрамор, самые дорогие сорта дерева, декоративная живопись и лепка, расписные голландские плитки, античная и современная итальянская скульптура, большие венецианские зеркала, хрустальные люстры, гобеленовые и шелковые китайские обои. Мебельные гарнитуры были не менее роскошны - стулья и диваны с княжескими гербами на высоких спинках, столы на золоченых ножках. Во дворце хранились богатейшие для своего времени собрания живописи, скульптуры, предметов прикладного искусства, нумизматики.

В отличие от Петра I, предпочитавшего скромность в быту, Меншиков любил роскошь и жил на широкую ногу. Его дворец был самым большим и роскошным зданием Петербурга петровских времен, превосходившим даже царские хоромы. Поэтому именно дворец светлейшего князя часто служил местом торжественных официальных приемов, знаменитых петровских ассамблей и празднеств.

Дворец был настолько великолепен, что поговаривали, что свои хоромы Меншиков построил на "сэкономленных материалах да на казенных деньгах", и будто бы Петр I, узнав об этом, вызвал к себе светлейшего князя и поколотил его своей дубинкой.

После смерти Петра I Меншиков помог Екатерине I взойти на престол, и в годы ее царствования был фактическим правителем России. Но в 1727 году князьям Долгоруким удалось восстановить против него Петра II: Меншикова обвинили в государственной измене и хищении казны и сослали сначала в Раненбург, затем в Березов. В 1728 году все имущество светлейшего князя, составлявшее на тот момент 90 тысяч душ, многочисленные деревни, 13 млн. рублей, несколько сотен пудов золота, серебра, бриллиантов и др., было конфисковано, а сам дворец был передан Сухопутному шляхетному (впоследствии - Первому кадетскому) корпусу. Для нужд этого учебного заведения возводились новые здания и флигеля, а в бывшем дворце были проведены значительные переделки. В 1888 году значительную часть дворца занял Музей Первого кадетского корпуса.

Революционные события начала 20 века пагубно сказались на внутреннем убранстве дворца: его залы были разграблены, а музей разорен и закрыт. В советские годы в здании размещались различные учреждения, и лишь в 1967 году оно было предано Государственному Эрмитажу.

После реставрации, осуществленной в 1970-х годах, во дворце разместилась экспозиция Государственного Эрмитажа, посвященная русской культуре начала 18 века. В 1981 году музей принял первых посетителей.

Дворец хорошо сохранился и имеет большую архитектурную ценность, как одна из самых первых построек петровского времени.

Меншиковский дворец — во многом примечательная постройка. В ней сосуществуют как исконно русские, так и свойственные западноевропейской архитектуре строительные приемы. Так, например, поэтажное применение ордера в декоре фасада восходит к палаццо итальянского Возрождения, а целая "коллекция" сводов заимствована из арсенала древнерусского зодчества. Последнее доказывает, что в Петербурге работали мастера — выходцы из разных городов России.

Первый "Зимний дом" для Петра I был построен в 1711 на берегу Зимней канавки, второй – на месте современного Эрмитажного театра (1716-19, арх. Г.И. Маттарнови; перестроен в 1720-х гг., арх. Д. Трезини). В1732 В.В. Расстрели начал постройку третьего Зимнего дворца с фасадами на Неву и Дворцовую площадь (неоднократно перестраивался). Четвертый (временный) деревянный Зимний дворец был построен Растрелли в 1755 на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки (уничтожен в 1762). Ныне существующий, пятый Зимний дворец построен в 1754-62(арх. В.В Растрелли) на месте разобранного третьего. Здание решено в виде замкнутого каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Грандиозные размеры здания (более 1000 помещений) и его различно решённые, согласованные с окружением фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в группы, то, широко расставляя, обнажает плоскость стены) создают впечатление пластичной мощи, торжественности и великолепия. Пышная отделка фасадов (сложная рельефная орнаментика, декор, скульптура над парапетами и многочисленными фронтонами, кованые узорные решётки) и расположенных анфиладами интерьеров подчёркивает парадное назначение сооружения. Интерьеры Зимнего дворца неоднократно перестраивались. В 1892-94 обветшавшие скульптуры из пудожского известняка заменены пустотелыми, выбитыми из листовой латуни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Рок в жизни и в книгах
Там убоятся они страха, где нет страха. (Пс. 13:5) Мы вот ругаем рок-музыку . и правильно делаем! Но нельзя не учитывать тот факт, что через нее многие молодые люди приходят в Церковь. Архиепископ Александр (Могилев) председатель В ...

Развитие информационного общества и «вызовы» для специалистов
Развитие в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они – жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих инф ...

Возникновение глины. Представление о фаянсе, фарфоре и других материалах. Их история
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов. Издавна Гжель славилась своими глинами. Широка ...