История некоторых архитектурных памятников города

Информация » Постройки петровского времени в Петербурге » История некоторых архитектурных памятников города

Страница 3

Летний дворец Петра I,памятник архитектуры начала 18 века в северо-восточной части Летнего сада. Построен в 1710-1714 годах наподобие "образцового" дома "для именитых" в формах петровского барокко. В отделке Летнего дворца принимали участие архитекторы А. Шлютер, Н. Микетти, М.Г. Земцов. Прямоугольное в плане 2-этажное каменное здание с 4-скатной крутой кровлей украшено снаружи узким орнаментальным фризом, рустами по углам и 29 прямоугольными барельефами (на мифологические темы), аллегорически прославляющими победу России в Северной войне 1700-1721 годах; окна с мелкой расстекловкой обрамлены широкими наличниками. Внутренние помещения Летнего дворца имеют анфиладное расположение (по 7 комнат в каждом этаже); особую ценность представляют сохранившиеся в них живописные плафоны, написанные маслом по холсту (2 из них работы Г. Гзеля), резные дубовые панно, изразцовые печи. Одновременно с дворцом строились служебные корпуса; с южной стороны была сооружена небольшая, прямоугольная в плане гавань, соединявшаяся с Фонтанкой.

После смерти Петра I (1725 г.) в Летнем дворце проживали члены императорской фамилии и придворные. С 40-х гг. 18 в. Летний дворец сдавался на лето сановникам (в результате многочисленных переделок искажено первоначальное убранство интерьеров, исчезли многие реликвии, связанные с Петром I). С 1840-х гг. Летний дворец пустовал (доступ для осмотра был открыт лишь высокопоставленным особам с разрешения гофинтендантской конторы). В конце 19-начале 20 вв. в Летнем дворце устраивались исторические и художественные выставки. В 1923-25 гг. в Летнем дворце историко-бытовой музей, в дальнейшем дворец использовался для выставок. С 1934 г. Летний дворец - историко-бытовой мемориальный музей, посвящённый эпохе Петра I. С началом Великой Отечественной войны большая часть экспонатов была эвакуирована, фасады дворца покрыты камуфляжной окраской, окна закрыты специальными щитами. В результате артобстрелов Летний дворец получил повреждения. После ремонта в 1947 г. дворец открыт для посетителей. В1949-53 гг. восстановлены 7 живописных плафонов, в конце 50-х – начале 60-х гг. проведена комплексная реставрация Летнего дворца, восстановлены интерьеры начала 18 в. В экспозиции Летнего дворца – произведения живописи западноевропейских мастеров начала 18 в., подлинные мебель, предметы быта, костюмы Петра I, токарные станки конструкции А.К.Нартова, на которых работал Петр I, и другие реликвии. В помещении токарной находится уникальный ветровой прибор, соединённый с флюгером на крыше дворца и показывающий направление и скорость ветра.

Меншиковский дворец на Васильевском острове - первое монументальное жилое каменное здание в Санкт-Петербурге. Оно было построено для светлейшего князя А.Д. Меншикова, ближайшего сподвижника Петра I.

В 1868 году малограмотный сын конюха, Александр Данилович Меншиков, стал денщиком Петра I. С 1697 он - неразлучный друг государя, сопровождавший его во всех поездках. Благодаря своей преданности и усердию, незаурядным военным и административным способностям Меншиков приобрел большое влияние при дворе царя и получил титул князя. В 1703 году был назначен Петром I губернатором Ингерманландии, впоследствии названной Санкт-Петербургской губернией. В мае 1710 года после пятилетнего отсутствия Меншиков вернулся в Петербург как герой сражений на Балтике и Полтаве и занялся строительством своей официальной резиденции на Васильевском острове, который был пожалован ему Петром I. Строительство дворца было начато в 1710 году по проекту архитектора Джованни Марио Фонтана и завершено в 1721 архитектором Иоганном Готфридом Шеделем. Архитектура дворца соответствовала стилю петровского барокко. Первоначально дворец состоял из основного корпуса, выходившего своим фасадом на Неву - главный проспект того времени, и нескольких флигелей, ограничивающих небольшой двор. На прилегающей к дворцу территории был разбит регулярный сад, ныне не сохранившийся. Его украшали многочисленные скульптуры, изящные фонтаны, темные гроты и оранжереи с диковинными растениями. Со стороны Невы перед дворцом была устроена пристань, для того чтобы малые суда могли причаливать прямо перед парадным подъездом.

Дворец выглядел довольно внушительно: его главный фасад украшали три яруса пилястр и резные каменные капители. Центральная часть дворца завершалась аттиком со скульптурой, боковые ризалиты - изогнутыми фронтонами, увенчанными княжескими коронами. В архитектурном убранстве дворца смешались разные стили: строго симметричная планировка и высокий сквозной вестибюль с аркадами, напоминающий палаццо, вызывают ассоциации с Италией, а раскрашенные кобальтом кафельные плитки, которыми облицованы стены, потолки и печи являются характерными элементами голландского стиля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Духовные и художественные истоки Серебряного века
Ко­нец XIX в. стал для русской культуры важной точкой, момен­том поиска нового самосознания. С точки зрения общественно-политического и духовного развития казалось, что все замер­ло, затаилось в России. Об этом времени А.А. Блок написал ...

Композиция картины
Композиция организует восприятие, но все же главная ее цель – выразительность и гармония. Отсутствие центральной композиции кажется настолько странным, что долгое время искусствоведы считали, будто «Четыре апостола» – это правая и левая ...

Основные особенности женского костюма 17 в
Основными особенностями конструктивного и декоративного решения женского костюма Московской Руси, отличающими его от костюма предыдущего периода, являются следующие: 1) значительное увеличение и разнообразие ассортимента одежды знати; 2 ...