Содержание потребностей в эпоху Возрождения
В эпоху раннего Возрождения итальянские гуманисты делали акцент на эгоцентризме, на свободе и ценности отдельной личности, хотя и понимали, что все члены общества связаны друг с другом.
Поздние гуманисты столкнулись с необходимостью объяснить взаимодействие людей в обществе, что неизбежно усложнило проблему потребностей.
В конце эпохи Возрождения формируется современный тип научного знания – экспериментальная наука. Проводятся медицинские и биологические исследования человеческого организма, позволившие глубже понять объективные потребности, зависящие от физической организации людей. Религиозно-мифологическое и художественное осмысление человеческих потребностей начинает постепенно дополняться научным.
В целом эпоха Возрождения действительно вернула интерес к естественным, обусловленным природой и обществом потребностям человека. Начало капиталистического преобразования европейской цивилизации раскрепостило человеческие потребности. Новый взгляд на них был закреплен в идеологии гуманизма. Быстрое развитие капитализма стимулировалось освобожденными старыми потребностями и многочисленными новыми путями их удовлетворения, которые предлагало капиталистическое производство.
Потребности человека – важнейший фактор общественной и индивидуальной жизни. Потребности бывают духовные и материальные, первичные и вторичные. Существует множество классификаций потребностей человека. Их изучение – одно из важнейших условий развития общества, создания условий для достойной жизни человека.
Эпоха Возрождения характеризуется колоссальными изменениями в культуре и жизни общества. Возрастает интерес к античной культуре. Если в Средневековье центральным звеном был Бог, то в ренессансной действительности – человек. Возникает новый идеал - образованная, свободная, активная, деятельная личность. Появился такой термин, как «гуманизм», который означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Термин „гуманизм“ близок понятию „антропоцентризм“ и противостоит термину „теоцентризм“. Гуманистический антропоцентризм видел в человеке индивидуальное существо, духовные потребности которого неотделимы от телесных.
В своей работе я рассмотрела деятельность и взгляды таких гуманистов, как Франческо Петрарка, Николай Кузанский, Пико дела Мирандола, Никколо Макиавелли, Мишель де Монтень и других. Познакомилась с их точкой зрения на политику, религию, мораль, место человека в мире.
С наступлением новой эпохи изменились и сами люди. Горожане бессознательно ломали рамки традиционной феодально-церковной системы, характерной для средневекового общества. С развитием конкуренции люди становятся недоверчивы, расчетливы, предприимчивы, рассудительны, рациональны, полагаются на собственные силы во всём. Одной из главных добродетелей становиться умение наживаться. Уважают тех, кто добился высокого социального престижа и накопил богатство благодаря личным качествам. Религиозность сохраняет власть над умами. Однако в изменившемся мире Богу остается меньше места.
Гуманисты создают новый идеал человека – всесторонне развитую личность. В формировании гуманистического мировоззрения заметную роль сыграло изменение представлений о потребностях. Идея значимости земных чувств, потребностей и интересов подробно разрабатывается в искусстве Возрождения. Ценятся все земные человеческие потребности и право человека на их свободное удовлетворение. Проводятся медицинские и биологические исследования человеческого организма, позволившие глубже понять объективные потребности, зависящие от физической организации людей. Эпоха Возрождения вернула интерес к естественным потребностям человека и реабилитировала их.
Другие статьи:
Пирамиды
Одним из древнейших и прекраснейших городов индейцев майя, выстроенном в Лакандонских джунглях, является Паленке, знаменитый своими пирамидами - невысокими храмами, фронтон которых украшен причудливым геометрическим орнаментом
Четыре гла ...
Первобытная культура
Культура отличает человека от животного. Поэтому проблема начала культуры неразрывно связана с проблемой происхождения человека. В этом плане можно выделить целый ряд теорий, объясняющих происхождение человека и культуры, которые, по суще ...
Импрессионизм: новое направление в искусстве
Передвижничество в России совпадает по времени с художественными открытиями импрессионистов во Франции, которые, в противовес салонному искусству, пытаются найти поэзию в повседневности. Они отвергают сюжет и пренебрегают идеологической а ...
Разделы