Философия Аристотеля

Информация » Первобытная и античная культура » Философия Аристотеля

Страница 2

Аристотель отдает предпочтение этическим мелодиям, поскольку те благотворно влияют на человеческую душу. К такого рода мелодиям он относит дорийский лад, способствующий воспитанию мужественного характера, а также лидийский, содействующий развитию благопристойности и благовоспитанности. Неподходящим для воспитания философ считает фригийский лад, ибо ему свойственен страстный, оргиастический характер. Воздействие такого рода искусства сказывается на человеке весьма неблагоприятно, вызывая ненужные эмоции.

Теория воспитания Аристотеля была связана с его учением о трех частях человеческой души - растительной, животной и разумной. Первая часть души определяла физическое воспитание человека, вторая - нравственное, третья - умственное. Таким образом, цель воспитания, согласно Аристотелю, - в развитии высших сторон души и формировании всесторонней и гармонически развитой личности.

Идеи эстетического воспитания, выдвинутые Аристотелем, по-прежнему звучат актуально, органично вписываясь в его философию и эстетику. Безусловно, что на его взглядах не могла не сказаться та уникальная историко-культурная и художественная атмосфера классического периода античности, в которой жил и творил Аристотель. Все последующие мыслители античной эпохи уже не могут сравниться с Аристотелем по глубине его эстетической концепции и широте материала искусства, который он сумел охватить. Эстетические взгляды Аристотеля по праву можно считать вершиной античной эстетики. К его идеям будут обращаться вновь и вновь в более позднее время, критикуя или объявляя себя их последователями.

Однако были последователи и у Платона. Философ Плотин, живший в III в. н.э. в эпоху разложения античной культуры, не только имел имя, созвучное своему учителю, но также и во многом сходные идеи. Являясь представителем неоплатонизма, он считал, что мир является эманацией (истечением) божественной полноты, а цель человека возвращение к Богу. По мнению Плотина, «Первоединый есть все и вместе с тем ни одно из существ. Начало всего не может быть совокупностью всех существ, начало есть все лишь в том смысле, что все к нему сводится, из него исходит».

Проблему прекрасного Плотин мистифицирует, рассматривая красоту вещи «через приобщение идее». При этом «сияние» добродетели, справедливость и умеренность он ставит выше красоты практических занятий. И чем больше душа освобождается от телесного, тем она становится прекраснее. Высшей красотой Плотик считал Добро. Лицезреть такую красоту - наивысшее благо, ради которого можно отказаться и от власти, и от богатства. Так же как и Платон, Плотин считает красивые вещи лишь отблеском высшей духовной красоты. Высшую красоту можно созерцать только духовным зрением, а для этого необходимо освободить, очистить душу от телесной скверны. По мнению Плотина, душа человека никогда не узрит прекрасного, не став сама прекрасной. А чтобы созерцать божественную красоту, ей необходимо сделаться богоподобной. Но человек забывает о Боге, как только душа его вкусила сладость самостоятельного бытия и дала полную волю своим прихотливым желаниям. Став на путь, противоположный своему первоначалу, душа человека отдалилась от Бога до степени полного забвения о том, что она «суть Его создание и Его достояние .», писал Плотин в 5-й «Эннеаде». Проповедуя аскетизм и презрение к чувственному миру, отказ от разума и мистическое созерцание высшей красоты, которая есть Бог, Плотин своей философской и эстетической концепцией предвосхищает взгляды теологов средневековья.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Соляные копи в Величке
Семь столетий непрерывной работы. 10 миллионов кубометров грунта, извлеченного вручную. Целый подземный мир, состоящий из более чем двух тысяч залов и гротов, где легко заблудиться без карты и путешествие по которому занимает несколько не ...

Полномасштабная реставрация
Никитской обители началась лишь в 1999 году, когда его наместником стал архимандрит Димитрий (Храмцов). В миру архимандрит Димитрий был строителем (окончил сначала ремесленное училище по специальности плотника, а затем строительный инстит ...

Меровингское искусство
Меровингское искусство - условное название искусства государства Меровингов. Оно опиралось на традиции позднеантичного, гало-римского искусства, а также искусства варварских народов. Архитектура меровингской эпохи, хотя и отразила упадок ...