Периодизация этапов дореволюционной культурно-просветительной деятельности
Затем можно выделить период между двумя революциями в России -1908-1916 годов, в развитии культурно-просветительной деятельности.
Годы, последовавшие за первой революцией, ознаменовались разными явлениями в просветительной деятельности. В период правительственной реакции, в частности, усилился нажим на просветительные организации и учреждения, с другой стороны, осуществление ряда реформ, и в первую очередь аграрной, а также подготовка введения начального всеобуча в стране, создало новые возможности для культурно-просветительной работы, особенно в сельской местности.
Начало промышленного подъема в 1909 году не могло не отразиться и на состоянии народного просвещения, и на культурно-просветительной работе. Проблема внедрения начального всеобуча в эти годы, особенно после 1908 года, поставила внешкольную работу на совершенно небывалую до этого высоту. Развитие внешкольного образования в стране было признано учебным ведомством во главе с министром просвещения А.Н. Шварцем важнейшей государственной задачей, решение которой позволило бы ликвидировать в стране неграмотность взрослого населения.
Для дальнейшего развития культурно-просветительной работы, расширения ее масштабов и качественных ее изменений большое значение имело активное включение местных органов самоуправления в решение задач внешкольного образования после 1911 года, когда на Общеземском съезде культурно-просветительная работа получила должное признание, как одно из важнейших направлений деятельности земств.
Рост числа кооперативов по стране и обращение внимания кооператоров на решение культурно-просветительных задач, тоже сыграли немаловажную роль в дальнейшем развитии просветительной деятельности. Пик культурной работы кооперативов пришелся на 1913 год. Но и в последующий период о спаде говорить не приходится.
События первой мировой войны, в которую втянулась Россия с 1914 года, двояким образом отразились на состоянии культурно-просветительной работы. Из-за военных расходов и трудностей военного времени (например, из-за мобилизации в армию активных и деятельных участников культурно-просветительных учреждений) произошел некоторый спад в культурно-просветительной работе. Но, с другой стороны, вынужденное "отрезвление" страны, возникшее с введением сухого закона в 1914г., привело к быстрому росту потребностей в культурно просветительных учреждениях и мероприятиях. И чем дольше длилась война, чем больше разрушений она приносила стране, тем очевиднее для всех прогрессивно мыслящих людей России становилось, что выход из войны и восстановление экономики страны будут просто не возможны без культурной работы с населением, без развития образования народа.
Поэтому в годы первой мировой войны культурно-просветительная деятельность общественных организаций, в первую голову просветительных - обществ грамотности, обществ содействия народному образованию, библиотечных обществ, обществ народных чтений, обществ народных университетов и многих других, а также кооперативов, не только не прекращалась, а напротив, всеми возможными средствами продолжалась. Попечительство трезвости, земские органы, кооперативы в годы войны сосредоточили свои усилия на создании таких комплексных культурно-просветительных учреждений, как народные дома. Перспективные планы строительства сети народных домов у этих организаций имелись и на 1916, и на 1917 годы.
Но революционные события 1917 года в стране закрыли эту страницу в истории существования культурно-просветительных учреждений. В Советской России будет открыта иная страница в истории народных культурно-просветительных учреждений. Но основная база для культурной работы в советское время будет заложена в те дореволюционные годы, к которым мы обратились в нашем исследовании.
Другие статьи:
Новый Год и Рождество по-английски
Британцам трудно представить Рождество в Лондоне без уличной иллюминации в виде короны Её Величества. Праздничный город преображается: надевает гирлянды огней и вмещает в себя целый лес ёлок, главную из которых – ель на Трафальгарской пло ...
Этнологические школы и направления: конструктивизм, инструментализм
1. Инструментализм. В середине 70-х гг. ХХ века в западной этнологии широкое распространение получила другая трактовка этничности, в соответствии с которой она рассматривалась как инструмент, используемый политическими лидерами для достиж ...
Общедоступность библиотечного
обслуживания
Важнейшим принципом библиотечного дела является принцип общедоступности знания, информации, т.е. принцип демократизации и обеспечения равного для всех людей доступа к библиотечным ресурсам. Международная федерация библиотечных ассоциаций ...
Разделы