Типы учреждений культуры и досуга Японии
Движение за создание новых форм в японском театре началось в период широких социальных преобразований, последовавших за революцией Мэйдзи, охвативших все сферы жизни страны, как революционный протест против традиционной неподвижности, царившей в классическом японском театре. Жанр симпа появился в результате стремления в более реалистической форме отразить на сцене события и идеи современности.
Еще одной, кроме кабуки и симпа, театральной труппой, дающей представления на больших сценах (так называемые дайгэкидзё энгэки), является труппа синкокугэки (буквально – «новый национальный театр»). Жанровая принадлежность ее неопределенна, хотя она и обладает ярко выраженным индивидуальным творческим лицом. Японские театроведы единодушно причисляют эту труппу к категории тюкан энгэки – промежуточных театральных жанров, находящихся между традиционными национальными жанрами и современной европейской драмой сингэки.
Когда труппа синкокугэки ставит историчесик епьесы, стиль постановки и исполнения напоминает новые спектакли кабуки – синкабуки. Если же ставит современные пьесы, спектакль и манера игры напоминают бытовую драму симпа. Специфику репертуара труппы составляют так называемые кэнгэки – пьесы, центральное место в которых занимают сцены сражения на мечах. В этом жанре у синкокугэки нет соперников. Именно в таких пьесах ярче всего проявляется творческое лицо коллектива.
Сингэки (буквально- «новая драма») – современная драма европейского типа – появилась в Японии в начале XX века благодаря усилиям крупных прогрессивных театральных деятелей Цубоути Сёё и Осанаи Каору (1881-1929).
В 1906 году профессор Университета Васёда Цубоути Сёё создал общество «Бунгэй кёкай» («Литературно-художественное общество»). Первоначально это общество стремилось поддерживать искусство вообще. Однако постепенно круг его интересов сконцентрировался только на театре. С начала 1909 года «Бунгэй кёкай» фактически превратилось в театральное общество.
Цубоути, унаследовавший от родителей значительное состояние, отдал часть своей усадьбы под театральную студию, где намеревался готовить актеров для нового театра, искусство которых не было бы связано с манерой кабуки. Цубоути начал заниматься с небольшой группой молодежи – семнадцатью юношами и четырьмя девушками. Многие из них стали в дальнейшем крупными деятелями нового японского театра. (13, С.5)
Например, для суботрасли зрелищных увеселений, особенно для таких самых важных ее предприятий, как кинотеатры (а, следовательно, и для киностудий), равнодействующая разных сил сложилась явно неблагоприятно. Кинопромышленность вместе с прокатом достигла пика в конце 80-х годов. По данным на 1988 г., в Японии имелось около 9 тыс. кинотеатров, выручка которых от реализации билетов (после вычета налогов) составляла 72,4 млрд. йен, а число посетителей достигало 1,1 млрд. При этом и среднем на одного посетителя приходилось 12,2 посещения кинотеатра в год. Через 10 лет, и 1998 г., число кинотеатров едва превышало 4 тыс., выручка от продажи билетов, несмотря на почти четырехкратное повышение их цены, составила 83,1 млрд. йен, т. е. возросла всего на 15%, а число посетителей сократилось примерно до 300 млн. человек, на каждого из которых пришлось три посещения кинотеатра в год Главный удар кинотеатрам нанесло, конечно, телевидение, но н другие направления диверсификации способов проведения досуга, по- ворот к дорогостоящим их видам также сыграли отрицательную для кинотеатров роль.
Резкая смена условий повседневной деятельности, происшедшая в столь сжатые сроки, заставила предпринимателей кинопромышленности н кинопроката прибегнуть к изощрённым тактическим мероприятиям с целью найти выход из состояния застоя, в котором оказалась еще недавно быстро прогрессировавшая суботрасль. Значительная часть этих мероприятии связана с чисто техническими аспектами функционирования киностудий и в большей или меньшей мере зависящих от них кинотеатров, такими, как внедрение нового проекционного оборудования, широкоэкранных, широкоформатных, стереоскопических систем, переход к показу двух, а то и трех полнометражных фильмов в течение одного сеанса, сокращение студийных штатов, сведение к минимуму съемок в сверхурочные часы и т. п.
Была сделана попытка оживить конъюнктуру в кинопромышленности и кинопрокате путем известного смягчения системы «закрытого распределения фильмов». Система «закрытого распределения фильмов» была организована пятью крупнейшими компаниями («Тоэй», «Сётику», «Дайэй», «Тохо», «Никкацу»), практически монополизировавшими производство и прокат кинокартин в конце 80-х годов, н опиралась на наличие у каждой из этих кинокомпаний сети контролируемых кинотеатров. Сущность системы заключается в том, что входящие и есть какой-либо одной из этих компании кинотеатры должны регулярно принимать от нес для недельного или двухнедельного 'показа определенное количество сделанных ею 'фильмов. В нынешней обстановке, когда 'приблизительно половина 'кинотеатров перешла на двойные, а большинство остальных—на тройные программы, им требуется такое количество фильмов, которые нн одной из принадлежащих к «большой пятерке» компаний по отдельности не удается обеспечить5. Поэтому, с одной стороны, среди участников «большой пятерки» наметилась тенденция к совместному снабжению фильмами контролируемых кинотеатров. С другой стороны, кинокомпании-гиганты по настоянию кинотеатров санкционировали более свобод-иын выбор ими фильмов непосредственно у так называемых «независимых производителей», т. е. у аутсайдеров, находящихся вне рамок господства «большой пятерки», и у независимых распределительных агентств, в том числе и импортирующих заграничные картины. Результатом этих внутренне противоречивых шагов, знаменующих собой одновременно и консолидацию монополистического контроля, и его подрыв, стало расширение ассортимента демонстрируемых на японском экране картин, которое соответствует растущему многообразию потребительского спроса. (38, С.342)
Другие статьи:
Культурная идентификация
5 духовных потребностей выдел …психолог:
1. потребность в общении
2. потребность в познании
3. потребность найти свои нац. Корни
4. потребность найти образец для подражания.
5. потребность в творчестве.
Структура культурной идентифи ...
История развития провинции в России
Весь ХIХ век, но более его вторую половину, Россия быстро провинциализировалась, хотя очаги и черты провинции появились и гораздо раньше. Однако быстрый рост территории государства не способствовал формированию провинции, для нее нужна ст ...
Хронология Каменного века
Любопытно, что мы практически не имеем изображений, где были бы представлены в рамках единой композиции фигуры мужчины и женщины. Из семи известных памятников, где по предположению специалистов, даны такого рода изображения, по крайней ме ...
Разделы