Типы учреждений культуры и досуга Японии

Информация » Особенности организации досуга в Японии » Типы учреждений культуры и досуга Японии

Страница 12

Движение за создание новых форм в японском театре началось в период широких социальных преобразований, последовавших за революцией Мэйдзи, охвативших все сферы жизни страны, как революционный протест против традиционной неподвижности, царившей в классическом японском театре. Жанр симпа появился в результате стремления в более реалистической форме отразить на сцене события и идеи современности.

Еще одной, кроме кабуки и симпа, театральной труппой, дающей представления на больших сценах (так называемые дайгэкидзё энгэки), является труппа синкокугэки (буквально – «новый национальный театр»). Жанровая принадлежность ее неопределенна, хотя она и обладает ярко выраженным индивидуальным творческим лицом. Японские театроведы единодушно причисляют эту труппу к категории тюкан энгэки – промежуточных театральных жанров, находящихся между традиционными национальными жанрами и современной европейской драмой сингэки.

Когда труппа синкокугэки ставит историчесик епьесы, стиль постановки и исполнения напоминает новые спектакли кабуки – синкабуки. Если же ставит современные пьесы, спектакль и манера игры напоминают бытовую драму симпа. Специфику репертуара труппы составляют так называемые кэнгэки – пьесы, центральное место в которых занимают сцены сражения на мечах. В этом жанре у синкокугэки нет соперников. Именно в таких пьесах ярче всего проявляется творческое лицо коллектива.

Сингэки (буквально- «новая драма») – современная драма европейского типа – появилась в Японии в начале XX века благодаря усилиям крупных прогрессивных театральных деятелей Цубоути Сёё и Осанаи Каору (1881-1929).

В 1906 году профессор Университета Васёда Цубоути Сёё создал общество «Бунгэй кёкай» («Литературно-художественное общество»). Первоначально это общество стремилось поддерживать искусство вообще. Однако постепенно круг его интересов сконцентрировался только на театре. С начала 1909 года «Бунгэй кёкай» фактически превратилось в театральное общество.

Цубоути, унаследовавший от родителей значительное состояние, отдал часть своей усадьбы под театральную студию, где намеревался готовить актеров для нового театра, искусство которых не было бы связано с манерой кабуки. Цубоути начал заниматься с небольшой группой молодежи – семнадцатью юношами и четырьмя девушками. Многие из них стали в дальнейшем крупными деятелями нового японского театра. (13, С.5)

Например, для суботрасли зрелищных увеселений, особенно для таких самых важных ее предприятий, как кинотеатры (а, следовательно, и для киностудий), равнодействующая разных сил сложилась явно неблагоприят­но. Кинопромышленность вместе с прокатом достигла пика в конце 80-х годов. По данным на 1988 г., в Япо­нии имелось около 9 тыс. кинотеатров, выручка которых от реализации билетов (после вычета налогов) состав­ляла 72,4 млрд. йен, а число посетителей достигало 1,1 млрд. При этом и среднем на одного посетителя приходилось 12,2 посещения кинотеатра в год. Через 10 лет, и 1998 г., число кинотеатров едва превышало 4 тыс., выручка от продажи билетов, несмотря на поч­ти четырехкратное повышение их цены, составила 83,1 млрд. йен, т. е. возросла всего на 15%, а число по­сетителей сократилось примерно до 300 млн. человек, на каждого из которых пришлось три посещения кинотеа­тра в год Главный удар кинотеат­рам нанесло, конечно, телевидение, но н другие направ­ления диверсификации способов проведения досуга, по- ворот к дорогостоящим их видам также сыграли отри­цательную для кинотеатров роль.

Резкая смена условий повседневной деятельности, происшедшая в столь сжатые сроки, заставила предпри­нимателей кинопромышленности н кинопроката прибег­нуть к изощрённым тактическим мероприятиям с целью найти выход из состояния застоя, в котором оказалась еще недавно быстро прогрессировавшая суботрасль. Значительная часть этих мероприятии связана с чисто техническими аспектами функционирования киностудий и в большей или меньшей мере зависящих от них ки­нотеатров, такими, как внедрение нового проекционно­го оборудования, широкоэкранных, широкоформатных, стереоскопических систем, переход к показу двух, а то и трех полнометражных фильмов в течение одного сеан­са, сокращение студийных штатов, сведение к минимуму съемок в сверхурочные часы и т. п.

Была сделана попытка оживить конъюнктуру в ки­нопромышленности и кинопрокате путем известного смягчения системы «закрытого распределения фильмов». Система «закрытого распределения фильмов» была ор­ганизована пятью крупнейшими компаниями («Тоэй», «Сётику», «Дайэй», «Тохо», «Никкацу»), практически монополизировавшими производство и прокат кинокар­тин в конце 80-х годов, н опиралась на наличие у каж­дой из этих кинокомпаний сети контролируемых кинотеатров. Сущность системы заключается в том, что входящие и есть какой-либо одной из этих компании кинотеатры должны регулярно принимать от нес для недельного или двухнедельного 'показа определенное количество сделанных ею 'фильмов. В нынешней обста­новке, когда 'приблизительно половина 'кинотеатров перешла на двойные, а большинство остальных—на тройные программы, им требуется такое количество фильмов, которые нн одной из принадлежащих к «большой пятерке» компаний по отдельности не удает­ся обеспечить5. Поэтому, с одной стороны, среди участников «большой пятерки» наметилась тенденция к со­вместному снабжению фильмами контролируемых кино­театров. С другой стороны, кинокомпании-гиганты по настоянию кинотеатров санкционировали более свобод-иын выбор ими фильмов непосредственно у так назы­ваемых «независимых производителей», т. е. у аутсай­деров, находящихся вне рамок господства «большой пятерки», и у независимых распределительных агентств, в том числе и импортирующих заграничные картины. Результатом этих внутренне противоречивых шагов, знаменующих собой одновременно и консолида­цию монополистического контроля, и его подрыв, стало расширение ассортимента демонстрируемых на япон­ском экране картин, которое соответствует растущему многообразию потребительского спроса. (38, С.342)

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Другие статьи:

Культурная идентификация
5 духовных потребностей выдел …психолог: 1. потребность в общении 2. потребность в познании 3. потребность найти свои нац. Корни 4. потребность найти образец для подражания. 5. потребность в творчестве. Структура культурной идентифи ...

История развития провинции в России
Весь ХIХ век, но более его вторую половину, Россия быстро провинциализировалась, хотя очаги и черты провинции появились и гораздо раньше. Однако быстрый рост территории государства не способствовал формированию провинции, для нее нужна ст ...

Хронология Каменного века
Любопытно, что мы практически не имеем изображений, где были бы представлены в рамках единой композиции фигуры мужчины и женщины. Из семи известных памятников, где по предположению специалистов, даны такого рода изображения, по крайней ме ...