Японское общество
Автор делает вывод, что наряду с новообразованиями в области культуры сохраняют свое правл на существование традиционные формы, нередко в видоизмененном состоянии, умело вписавшемся в современную коньюнктуру культуры японцев.
В поисках новых ценностей. Здесь говорится о духовных поисках японцев. В силу национального характера и образа жизни и сложившейся социальной коньюнктуры они попадают под влияние различного рода конфессий.
За последнее время количество юридически зарегистрированных японских религиозных организаций, большую часть которых сотавляют разного рода сеты нетрадиционных культов, приблизилась к отметке 200 тысяч, а число верующих составило 220 млн. человек, превысив население Японии в 2 раза. Почему питательной средой для развития религиозных группировок в роде “Аум Сенрике” становится прежде всего японская молодежь, которая всегда славилась своей прогрессивной социальной позицией.Ответы на эти вопросы можно найти, во-первых в основаниии философских концепций японских традиционных культов, которые не сумели сохранить присущее им духовное влияние. Во-вторых в особенностях современной социальной среды, ставшей плодотворной почвой для рождения новых культов.
Но если синтоизм выродился в духовную традицию, так как перестал получать государственную поддержку, то духовное влияние буддизма – другого мощного религиозного течения – постепенно ослабло по другой причине. Буддизм никогда не был религией в традиционно западном понимании этого слова. Он представляет собой совокупность различных абстрактно-утонченных философских концепций бытия. На протяжении веков этому учили буддисты-монахи, но когда в ХХ веке роль буддистских монастырей ослабла, лишь немогие смогли понять и искренне прочувствовать смысл священных слов духовных учителей. Гораздо больше тех, кто номинально считает себя буддистом, потерял реальную связь с этим верованием и вынужден заполнять душевный вакуум обращением к новым культам.
Кроме того, любая религия, даже самая сильная способна выродиться, если в число ее приверженцев постоянно не вливется молодежь. И наоборот: при наличии свежего контингента верующих маленькая сект с сомнительными принципами имеет все шансы превратиться в мощную, влиятельную силу. Но эти новые культы, возникающие в ответ на отход значительной части японцев от традиционных религий и рост интереса молодежи к вновь возникающим культам, могли сформироваться только в условиях нарушенной социализации подростающего поколения. Значительное повышение уровня жизни и раскрепощение социальных устоев, как результат японского послевоенного экономического чуда позволили молодым супругам жить отдельно от родителей, а женщинамсменить традиционный фартук хозяйки на деловой костюм офис-леди. Все это практически исключило эмоциональный аспект в процессе формирования личности при гипертрофированном раннем развитии интеллектуального потенциала современных подростков, что неизбежно привело к эмоциональной зависимости, чувству незащищенности от внешнего воздействия. Следствием этого становится чувство духовной неполноценности, потребности эмоциональной поддержке и авторитетном собеседнике. Роль такого коллективного собеседника и играют религиозные секты, предлагающие своим молодым послушникам то, чего они были лишены в детстве и не смогли найти в самостоятельной жизни.
В результате молодой человек или девушка, пытаясь хоть като компенсировать недостаток в “братьях и сестрах по духу” и удовлетворить свою потребность в общении становятся легкой добычей различных религиозных сект. В отличие от старых религиозных школ новые религии более искусно приспособили свою догматику культ и организацию к изменяющейся действительности. Уничтожение сакрального смысла императорской власти, которая одухотворяла жизнь десятков поколений японцев до войны и одновременно вычеркивание из школьной программы всего, что хотя бы отдаленно напоминало бы о монархии. В японских селах, которые претерпели меньшие изменения чем город, секты почти не могут найти последователей и участие христиан в их деятельности минимальна. Задержка в эмоционально-психическом развитии личности не дает сформиравться прочному психологическому фундаменту и человек ищет опору в новых религиях. (44, с.24).
Другие статьи:
Основные тенденции развития культуры периода
монгольского нашествия
Три века (XIII—XV) прошли под знаком борьбы против Золотой Орды. За это время культура Руси пережила два периода: вначале — упадка, затем — воссоздания, совпавшего с объединением русских земель и возникновением великорусской национальност ...
Образ идеального человека народов Скандинавии
На востоке их называли варягами, на западе – норманнами или викингами. Скандинавские племена жили на правом берегу Рейна, дальше на север, вокруг Балтийского моря, на скалистых берегах Норвегии. Народы, жившие по берегам рек и морей, был ...
Петергоф – Сады и Парки
Многочисленные парки Петергофа не менее знамениты, чем его фонтаны и дворцы. Прогуливаясь по Петергофу, можно и не догадываться, что переходишь из одного парка в другой. Многие парки даже и не воспринимаются посетителями как таковые, пото ...
Разделы