Общая характеристика японского общества
По мнению японских и западных специалистов, к началу 90-х годов Япония обладала более совершенной производственной и технической базой, нежели США и страны Западной Европы, что в свою очередь давало ей определенные, преимущества в развитии новейшей технологии.
Япония является третьей после США и ФРГ торговой державой мира. Хотя основная часть ее общественного продукта реализуется на внутреннем рынке, функционирование японской экономики без внешнеторгового обмена невозможно. Экспорт Японии в 1997 г. составил 211 млрд. долл., а импорт – 110 млрд.долл.
Говоря о причинах высоких темпов количественного и качественного роста японской экономики, необходимо принять во внимание сложную гамму исторических, культурно-этнических, социальных, политических и международных факторов, оказывавших постоянное воздействие на этот процесс.
Нельзя игнорировать, прежде всего, специфику исторического и культурного развития народа. Относительно изоляции Японии от исторических центров Восточной и Западной цивилизации привела к тому, что японцы старались и не без успеха заимствовать различные аспекты чужих, более передовых культур и затем приспосабливать их к своим традиционным ценностям.
В то же время, чтобы не допустить растворения японцев в более передовой цивилизации, правящие круги страны на протяжении всей ее истории активизировали националистические концепции о превосходстве традиционной японской культуры, ее особой духовности, мессианской роли японской нации.
Однако сама идея следования более передовой модели экономического и культурного развития продолжала рассматриваться японскими политическими и деловыми кругами, как наиболее эффективный путь для возрождения Японии. Такой моделью со Второй мировой войны они избрали США – наиболее сильную в экономической и военной области мировую державу. США пошли на предоставление Японии как своему союзнику на дальнем востоке новейшей технике и технологии, не предполагая, что тем самым способствуют быстрому возрождению и укреплению экономического соперника. Американская помощь сэкономила Японии огромные материальные и финансовые ресурсы, самое главное время необходимое для проведения научных разработок и создания новой технологии. Япония импортировала не только лицензии и технологии, но и американские концепции управления, маркетинга, контроля над качеством продукции, теории сотрудничества, труда и капитал. Причем они не просто заимствовались, а приспосабливались к специфике японской традиционной культуры, характеру взаимоотношений в обществе и на производстве, отношением японцев к труду и к коллективу. (11, с.3).
Можно сделать вывод, что страна, не обладающая никакими полезными ископаемыми была и остается мировым лидером производства, России был бы очень полезен опыт Японии тех лет.
Менеджмент по-японски. Здесь автор раскрывает национальные особенности организации деловых переговоров и организации деловой активности. Что это все корнями уходит в обрядовые праздники, культурно-досуговую деятельность.
Вся система японского менеджмента – пожизненный найм, продвижение по службе и оплата труда в зависимости от возраста и стажа, разделение трудящихся на рабочую аристократию и рабочих занятых на выполнении простейших операций.
Японские предприниматели обратились к основополагающему моральному принципу стародавней общины, нашедшему выражение в конституции принца Сетоку, первом японском юридическом документе. конституция открывалась статьей, гласящей: “Гармония – превыше всего, всякого поощрения и похвалы достойно пресечения неправедного неповиновения”. Во многих важных кабинетах Японии, почти везде в раме на стене каллиграфически выписаны тушью на рисовой бумаге иероглиф “ва” – “гармония”, “согласие”. (52, с.196).
В Японии не действет принцип “дружба дружбой, а служба службой”. Деловые отношения строятся обязательно на фундаменте личных отношений, знакомств, взаимных услуг. Сделка подписывается за столом переговоров, но сами переговоры идут за столом увеселительных заведений, в перерыве между возлияниями горячительных напитков и беседами на отвлеченные темы с гейшами или быстро их вытесняющими “хостэс” – хозяюшками. Сопровождающие застолье традиционными танцами, песнями, и стихами. Гейши становятся редкостью – сказывается сложность и длительность их подготовки.
Другие статьи:
Католицизм. Особенности вероучения и культа
Католицизм – самое крупное направление в христианстве, около 900 млн. приверженцев. Распространено в Польше, Испании, Литве, Португалии, Италии, Бельгии, США, Ирландии, странах Африки, Латинской Америке.
Особые вероучения культа и церков ...
Деятельность парков культуры и отдыха
Парк культуры и отдыха – природный и культурно-просветительский комплекс, который по размерам, размещению в плане населенного пункта и экологическим характеристикам позволяет обеспечивать наилучшие условия для отдыха населения и проведени ...
Органическая архитектура: Дом в пустыне
В каменной скалистой пустыне Калифорнии на южном склоне огромной скалы приютилась гигантская доисторическая птица. 26 изящных крыльев мягко укрывают, обволакивают скалы в поперечнике до 20 метров.
Между крыльев – стеклянные перепонки, пр ...
Разделы