Культурная идентификация
5 духовных потребностей выдел …психолог:
1. потребность в общении
2. потребность в познании
3. потребность найти свои нац. Корни
4. потребность найти образец для подражания.
5. потребность в творчестве.
Структура культурной идентификации:
1. итноидентичность – определение собственной нации.
2. религиозная идентичность
3. собственно – культурная идентичность (по крови – русская, по вере – буддизм, культура - шведка)
4. личностная идентичность – выбор кумира.
Реализуется по 3 направлениям:
1. выбор кумира (подражание)
2. выбор идеала (понимание образца для подражания и приукрашивание его качеств)
3. выбор эталона (- и +качества чел видит в эталоне)
восприятие времени у народов связано с 2 временными моделями:
1. монохронная – прямая линия=время, каждая точка на ней должна быть занята конкретным делом. В таких культурах ненавидят опоздание (джентльмены ждут 10 мин): англичане, немцы, голландцы, испанцы, шведы, норвежцы, США.
2. полихронная – спираль, любая точка которой может быть занята чем угодно. Опоздание на 50 мин. Бразилия, аргентина, или на 1,5 часа – народы африки
Отличия художественной информации (ХИ) от научной:
1. ХИ неисчерпаема
2. ХИ имеет глубокую личностную окраску
3. ХИ не обязана быть достоверной
ХИ связана с соотношением правды и истинны: правда – документ, точный факт; истина – высшие духовные ценности, вечны и могут быть не связаны с конкретными фактами.
В науке есть правда, в искусстве её может и не быть, но истинна есть всегда.
4. ХИ даёт факты и предоставляет нам моральные ценности, впечатления, эмоции и удовольствие.
5. ХИ более устойчива к серьёзным повреждениям и менее – к небольшим.
ХИ тесно связана с конкретной эпохой и бывает, что спустя 50 лет она воспринимается не точно, даже ошибочно из-за того, что многие слова поменяли своё значение.
Теории ХИ:
1. Карл Густав Юнг. (юнганшество)
Теория базируется на понятии архетип - образец личности или ситуации, которые всегда были и всегда будут. Архетипы проходят неизменно через все произведения мирового искусства, поэтому ХИ, по мнению Юнга, очень стабильна. В ней меняются только отдельные штрихи, а в целом она повествует о вечных категориях (всего в мире насчитывают не более 30 сюжетов).
Архетипы: герой, злодей, мудрец, авантюрист, верная жена, роковая женщина, двойник, младший брат, мать, образ смерти.
Архетипы ситуаций: подвиг, предательство, запрет, нарушение запрета, встреча, расставание, соперничество, война, измен, путешествие.
2. Роман Ингарден (феноменология)
Теория показывает нам безграничную широту понимания художественного произведения. По мнению ингарда, ни одно восприятие не имеет право считаться неверным.
Восприятие зависит от множества факторов:
- эпохи
- нации
- менталитета
- образования
- воспитания
- темперамента
- характера
- возраста
- моды и настроения
В феноменологии многое базируется на понятии «интенция» (-намерение, замысел). Произведения, на которые устр интенция считается «живым». То произведение, которое не воспринемается, по мнению учёных, как бы даже не существует, а только является мёртвой, шаблонной заготовкой.
Другие статьи:
Мезолит
В среднем каменном веке, мезолите (8–5 тыс. лет назад для Европы) ледник откатывается к северу, затапливая своими водами Европу. Охотничья жизнь, неоседлая, опасная, богатая приключениями, сменяется более спокойным существованием. Мезолит ...
Духовная жизнь Древнего
Рима
Историографию римского общества занимались в основном римские и греческие писатели. Веллей Патеркул (возле 20 г. к Р.Х. – в 30 г. по Р.Х.) написал военную и политическую историю императора Августа и первые годы правления Тиберия. В И. ст. ...
Искусство эпохи неолита
Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000—3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захв ...
Разделы