Основные черты русского барокко
Впервые в начале XVIII века архитекторы начинают проектировать внутреннее оформление здания одновременно с внешним, то есть подчеркивают взаимосвязь внешнего и внутреннего об лика, сообразуясь с понятиями удобства и красоты.
2 Принятие нового стиля в художественной культуре повлекло за собой изменения в ценностно-нормативной системе общества. Барокко потребовало качественно иных принципов мировосприятия. Новые эстетические каноны удивительным образом соединили в себе разнообразные представления. Человек в системе барочного мировосприятия стал рассматриваться как противоречивая, многоплановая индивидуальность с интенсивной эмоциональной жизнью. Происходившие изменения в мировоззрении, ценностно-нормативной системе не могли сказаться на по ведении.
Русское барокко нашло свое яркое воплощение не только в системе художественной культуры, но и в системе элитарного поведения. В аристократической среде, под влиянием нового художественного стиля, формируется иная знаковая система. Она находила свое зримое воплощение во внешнем виде и утверждении новых этикетных правил.
Внешний вид, костюм, модные течения во все времена были взаимосвязаны с господствующими художественными стилями. Перемена стиля влекло за собой не только изменения в художественной культуре, но и во всем культурном пространстве. Происходили изменения и в облике человека. Манера стоять, сидеть, ходить и т.д. напрямую стала связываться с господствующими ценностными системами. Они, в свою очередь, видоизменялись вместе с изменением господствующих художественных стилей. Человек эпохи классицизма внешне значительно отличался от человека, живущего в эпоху господства стиля барокко, а тем более в эпоху господства стиля романтизма. Изменения, происходящие в господствующих стилях, как чутким барометром, улавливались модой, всеми нормами поведения.
Русское культурное пространство, после петровских преобразований, оказалось четко разделенным на народную и аристократическую среды. Данная бинарная система способствовала утверждению изменений только в одной из своих частей.
Все новые стили и направления художественной культуры находили с вое воплощение только в среде элиты. Народная среда еще очень долгое время жила по традиционным нормам и представлениям.
Русская аристократия оказалась втянутой в быстроизменяющиеся (по сравнению с традициями) художественные стили, которые находили свое выражение в требованиях моды и этикета. Принятие барокко потребовало перемен в нормах поведения и во внешнем виде аристократии.
Мода эпохи барокко ввела новые материалы и украшения, общий вид костюма стал иным. Одежда получилась очень живописной, она должна была подчеркивать неповторимый облик человека. Форме одежды (свободная, декоративная) стали соответствовать манеры, жесты (медленные, плавные). Вся система по ведения стала подчиняться жесткому церемониалу. Внимание начали уделять любому жесту, позе, даже, благозвучию голоса. Все это должно было выделить аристократию из окружающих ее людей. Причем, возникает не просто внешний контроль, в процессе социализации система контроля за культурным телом переводилась во внутренние потребности человека. Было с формулировано основное требование, предъявляемое к аристократу: беспрерывно следить за своим положением тела как в обществе, так точно и в уединении .Это должно было способствовать закреплению барочного стиля поведения, который подчинялся жестким церемониям. Стиль поведения стал восприниматься в виде внешней оболочки, которая подчеркивает вкусы человека, его воспитание, то окружение, в котором он находится. Изящество манер воспринималось источником немалого эстетического удовольствия. Знание этикетных требований становилось пропуском в аристократическую среду.
Другие статьи:
Век утраченных идеалов
XIX век - век разочарований в идеалах века ХVIII. Упование на разум, попытка воплотить в жизнь общественный идеал, основанный на рациональных принципах, обернулось террором Великой французской революции, которая так и не привела к торжест ...
Цена вдохновения и тайна имени
Во время работы над романом Мастер замечает в себе перемены, которые сам расценивает как симптомы психического заболевания. Но он ошибается. «Ум его в порядке, у него душа сходит с ума». Мастер начинает бояться темноты, ему кажется, что п ...
Гений жеста
Девятого мая знаменитой немецкой танцовщице, хореографу и режиссеру Пине Бауш вручена премия "Европа - театру", одна из самых престижных в мире наград в области сценических искусств.
В фильме Федерико Феллини "И корабль пл ...
Разделы