Развитие культуры в Беларуси XIX века
Процессы, происходящие в Европе, влияние русской и польской демократической культуры оказали определенное воздействие на развитие белорусской культуры.
Так, в начале XIX века происходило становление белорусской литературы. Появляются такие произведения как “Энеіда навыварат", “Тарас на Парнасе". Это время является расцветом творчества П. Багрима, Я. Чечета, Я. Борщевского, В. Дунина-Мартинкевича, работа национального театра.
В это же время в архитектуре развивается классицизм, основанный на таких доминантах, как античная ордерная система, синтез российской и западноевропейской эстетики XVIII века и местных традиций. Это - Гомельский дворец П. Румянцева (1785), Сновский дворец (1827). Наблюдается расцвет садово-паркового искусства. В живописи - творчество Олешкевича, Кондратовича, Гловацкого.
С 40-х гг. наблюдается распад стилевого единства и создание разных стилей - ренессанс, барокко, готика, а в начале XIX века доминирующим жанром становится модерн.
В XIX веке жили и творили выдающиеся художники Беларуси - И. Хруцкий, Н. Орда.
В 60-90-х гг. XIX века белорусская литература, искусство освобождаются от условностей классицизма и романтизма, в то же время усиливаются черты критического реализма, что было связано с возникновением белорусской национальной интеллигенции, передовая часть которой воспитывалась на идеях русских революционных демократов.
В литературе это проявлялось в деятельности К. Калиновского, А. Гуриновича, Ф. Богушевича, Я. Лучины, утверждавших общечеловеческие ценности. В живописи показательным являлось творчество Н. Селивановича, А. Горавского, Ф. Рущица, Ю. Пэна.
Многие белорусские произведения переводились на русский, польский, украинский языки. В свою очередь делались переводы со славянских языков на белорусский А. Мицкевича, В. Сырокомли, А. Пушкина, И. Франко.
Белорусская культура, хоть и запоздало, но пробивала себе путь в Европу, где ей принадлежало почетное место в эпоху Средневековья, когда народ имел свое государство и развитую культуру.
Художественная культура нового времени завершила длительный этап эволюции европейской культуры со времен античности. В XVII - XX веках постоянно решался вопрос о формах отражение действительности в искусстве.
От средневекового символизма в эпоху Возрождения начинается переход к миметрическому (от греч. "подражание") натуралистическому изображению человека и природы.
Реалистическое искусство двигалось по пути раскрепощения содержательных и жанровых форм от мифологических схем мировосприятия.
Однако процесс развития художественных форм мышления и отражения в искусстве социально-нравственных проблем человека и окружающего мира не был ни линейным, ни зеркальным, а имел свою специфику и закономерности.
Художественное мышление нового времени колебалось в маятниковом движении между социальными крайностями натурализма и мифологическими абстракциями символизма.
Демифологизация и секуляризация искусства с постепенным вытеснением ценности и универсальности художественных стилей формами индивидуального, иногда крайне субъективного мировосприятия и мироотношения - таковы общие тенденции развития художественного мышления в Новом времени.
Разделение искусства на элитарное и массовое, официальное, публично признаваемое, и неофициальное, соблюдающее традиции и новаторское, очень характерно для конца Нового времени.
Универсальный язык символического средневекового искусства, понимаемый всеми слоями общества, исчезает в XVII - ХІХ веках.
Мировосприятие европейского общества отразилось в народном примитивном искусстве, еще достаточно не изученном, в то время как образ эпохи преимущественно отражался в эстетических пристрастиях социальных "верхов".
Большие стили нового времени, барокко и классицизм, хотя и отражали полярные системы мировосприятия, имели общую социальную природу. Это были элитарные эстетические системы.
Неудовлетворенность отображения окружающего мира в ретроспективных формах и концепциях породила в художественной среде ХІХ века поиски, приведшие к возникновению новых направлений (импрессионизм, пуантилизм и т.д.), поставивших своей целью не отображение объективного мира, окружающего художника, а его субъективного мирочувствования.
Другие статьи:
Понятие личности в отечественной и зарубежной психологии
Изучением личности занимались многие психологи как зарубежные, так и отечественные; результаты их трудов легли в сокровищницу педагогических методик и наработок, касающихся любых отраслей знания.
Стоит выделить несколько основополагающих ...
Функции культуры
Культура социальна в самой своей основе и возникает, когда человек, выделив себя из окружающего мира, становится способным вступить с ним в разнообразные отношения и взаимодействия. Культура отнюдь не выступает при этом как некая закончен ...
Требование к речи
Тембр голоса строго индивидуален и практически не поддается изменению. В результате тренировок можно снять некоторые недостатки (хрипоту, гнусавость, пискливость), но в целом тембр голоса составляет ту самую неповторимость, благодаря кото ...
Разделы