Реализм как художественное направление, пришедшее на смену романтизму
В спорах между классицистами и романтиками в изобразительном искусстве постепенно закладывалась основа для нового восприятия - реалистического.
Реализм, как визуально достоверное восприятие действительности, уподобление природе, приближался к натурализму. Однако уже Э. Делакруа отмечал, что "реализм нельзя смешивать с видимым подобием действительности". Значительность художественного образа зависела не от натуралистичности изображения, а от уровня обобщения и типизации.
Термин "реализм", введенный французским литературным критиком Ж. Шанфлери в середине XIX в., применялся для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академическому идеализму. Первоначально реализм сближался с натурализмом и "натуральной школой" в искусстве и литературе 60-80-х гг.
Однако позднее происходит самоопределение реализма как течения, не во всем совпадающего с натурализмом. В русской эстетической мысли под реализмом подразумевается не столько точное воспроизведение жизни, сколько "правдивое" отображение с вынесением "приговора о явлениях жизни".
Реализм расширяет социальное пространство художественного видения, заставляет "общечеловеческое искусство" классицизма говорить национальным языком, отказывается от ретроспективизма более решительно, чем романтизм. Реалистическое миропонимание - обратная сторона идеализма.
Если наука XIX в. наблюдала факты прочных оснований, то этим путем, по мнению Э. Золя, последовало и искусство, поставив своей основной задачей анализ действительности, реалистические тенденции проявляются уже в романтическом искусстве, живописи в Австрии и Германии, "барбизонской" школе, романтическом классицизме).
Однако критерий "реалистичности" заключался не в точности воспроизведения окружающей действительности. Стремясь к правильному изображению природы, барбизонцы, например, относились подозрительно к реализму, считая его слишком прозаичным, направленным на создание "копий", а не подлинного искусства. Барбизонцам не понравилась социальная направленность творчества.
Демократизм реалистического искусства проявляеся в сочувственном отображении жизни трудового народа.
Борьба за русское национальное искусство в полной мере выразились в движении передвижников. Языком академического художественного стиля передвижники говорили о повседневных социальных проблемах России.
Художник, придерживавшийся "критического реализма", по словам И. Репина, "силился поучать, назидать общество", заниматься публицистической деятельностью, вследствие чего "его признают только иллюстратором либеральных идей". Морализирующий дидактизм сближал передвижников с натуралистической школой и художниками Просвещения.
Следует согласиться с В.Г. Власовым, который пишет: "Живопись передвижников как по содержанию, так и по форме - искусство глубоко провинциальное.
Его историческая ограниченность была предопределена, с одной стороны, отсталостью российской общественной жизни, пережитками крепостничества, рабства и духовной несвободы, с другой - провинциальностью русского академического искусства".
Другие статьи:
Влияние Реформационной мысли на историю
Религиозные идеи Реформации изменили историю положив начало новым взглядам. Проследим развитие некоторых идей, зародившихся в это время, и рассмотрим их влияние на западную культуру. Можно сказать, что Реформация придала истории творчески ...
Церковная драма
Восходит к сословной литературе. Становление драматургии как литературного рода. Сходство чем-то с греческой драматургией: в дионисском культе создавались все элементы драмы. Точно также все элементы драмы сходились и в церковно-христиан ...
Предпосылки и причины возникновения ислама
Когда мы говорим об арабском Востоке, на память приходят сказки “Тысячи и одной ночи” со всеми их чудесами, многослойными превращениями, джиннами, ифритами, красотами и страстями, вспоминается нежная и безнадежная любовь Лейли и Меджнуна, ...
Разделы