Ориентализм в России на рубеже XIX-XX веков
Прежде чем перейти к рассмотрению истории русско-восточных художественных отношений на рубеже XIX-XX веков, следует отметить, что этот период стал самым блестящим в развитии русского востоковедения, центром которого был Петербург.
Восток с его бытом, поэзией, музыкой, изобразительным и прикладным искусством привлекал внимание многих русских художников разной ориентации, по-разному претворявших его богатое, эстетическое наследие. В отличие от европейских мастеров, русские художники не ограничивались имитацией внешних художественных форм или использованием восточной сюжетики.
В конце XIX – начале ХХ веков русские художники активно путешествуют в страны арабского мира. Характерной чертой этого периода становится то, что каждый из них, прежде всего, стремится открыть свой индивидуальный Восток, найти в восточных сценах и образах подтверждение волнующих вопросов и идей.
Наиболее ярким, на мой взгляд, ориенталистом в России стал Василий Васильевич Верещагин. Много путешествуя по миру (как в качестве военного, так и в качестве художника), Верещагин «заболевает» Востоком. Его многочисленные «восточные» серии, вызывали широкий общественный резонанс. На его выставки, которые он организовывал по всему миру, по образному выражению Александра Бенуа, народ буквально «ломился».
Едва явившись на выставке, «Апофеоз войны» (1871) сделался известен всей России (первоначальное название картины «Апофеоз Тамерлана»). В Азии издавна существовал обычай отрубать врагу голову и приносить её «начальству» в качестве трофея. Что касается пирамид из отрубленных голов, то впервые их начали складывать при Тамерлане (1336-1405). В новейшее время традицию завоевателя продолжили среднеазиатские правители. Ещё в 1840 году их можно было встретить близ Ташкента.
Возможно, если бы Верещагин оставил за картиной её «историческое» название, она не вызвала бы такого резкого неприятия официальных кругов. Но художник считал, что «европейские завоеватели ничуть не лучше азиатских, они такие же варвары». Верещагин переменил название работы, придав восточному военному обычаю обобщенное антимилитаристское звучание.
Тема Востока встречается почти во всех работах Верещагина. Он неоднократно бывал на Кавказе, в Туркестане, Индии, на Ближнем Востоке… На Ближний Восток он уехал с женой в 1883 году и остался там до 1885 года.
Крамской очень точно прокомментировал одну из работ Верещагина, «напишите книг, сколько хотите о Средней Азии, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина». Это мнение, на мой взгляд, распространяется на все «восточные» работы Верещагина.
У многих художников рубежа веков в России появляются целые циклы работ, основной темой которых становится Восток.
Появление знаменитого поленовского «восточного цикла» этюдов связано с задуманной художником картиной «Христос и грешница», из которой впоследствии «вырос» грандиозный евангельский цикл.
Бьющие в глаза краски Востока, его немыслимые типажи, яркие контрасты восхитили и поразили Василия Дмитриевича Поленова – он работал без устали. Так родился его «восточный цикл» этюдов – он был показан на передвижной выставке 1885 года и тут же приобретён Третьяковым. Вокруг громко заговорили о новом слове в живописи, об ориентализме. «Впечатление было велико, - вспоминал И.Остроухов. - Это было нечто, полное искреннего увлечения красочною красотою и, в то же время, разрешавшее красочные задачи совершенно новым для русского художника и необычным путём».
Другие статьи:
Классические концепции культуры
Тема свободы была одной из центральных в философии Нового времени. Однако только в творчестве основоположника немецкой классической философии И. Канта было по-новому осмыслено взаимодействие свободы и культуры. По мнению, нем. философа су ...
Культура эпохи Возрождения: литература, архитектура, искусство
Эпоха Возрождения (Ренессанс) стала переходной эпохой между средними веками и новым временем. Хронологические рамки 14-17 вв., место зарождения – Италия (Флоренция). Термин Возрождение был впервые применен итальянским художником и архитек ...
Система воспитания и образования
Особую роль у римлян отыгрывало семейное воспитание. Дети воспитывались в духу уважения к верованиям и обычаям предков, безоговорочного покорения родительской власти. Настоящий гражданин у римлян - это послушный сын и дисциплинирован воин ...
Разделы