Тенденции постмодерна в литературе и кинематографе
Постмодерн – культура языка. Но это вовсе не значит, что постмодерн – культура литературы. постмодерн – это культура текста. Но это не значит, что постмодерн – это культура письменности. Язык, текст, но не литература и письменность, в этом сущность игры современной культуры. Язык и текст выступают, как повседневный инструмент у человека, рассказывающего истории самому себе, бытию, социуму, Богу, другому. Текст – это состояние рассказа, персонаж этого рассказа – феномен вечности человека. Язык и текст – это игра повседневности каждого человека. Играет человек . С самим собой, со своими друзьями, с социумом. И с человеком играет социум, другие. Каждый персонаж рассказа другого и потому это массовое явление. Все вокруг человека выстраивает текстами: реклама, радио, телевидение. Все служит для влияния человека, все служат для массового влияния на человека. Каждый хочет повлиять на другого, не замечая того, что в этот момент влияет на него самого. В этом принцип игры. Игра культуры заключается в том, что насадить внутренний мир человека своими собственными «культурными» персонажами и побудить его совершить какое – либо действие, как это делает его персонажи. Литература и кинематограф – это те самые отрасли культуры, которые способствуют развитию игровой ситуации, способностью втянуть в экономические игры, как можно большее количество народа.
Экономика, бизнес и политика – это те отрасли в культуре, которые провоцируют игры с массовым сознанием, играют с обществом, создают самые феноменальные фальсификации. (игра на бирже – одна из самых талантливых фальсификаций в современной экономике). Все человечество так или иначе вовлечено в эту игру.
На смену экономическим и технотронным ценностям приходят ценности иного, информационного и научного плана. Раскрепощенный человек, освобожденный от тяжелого физического труда, обретает подлинную свободу, через материально – техническое благосостояние и сосредотачивает свое внимание на интеллектуальном самосовершенствовании. И в этом тоже своего рода игра, игра в интеллектуальность, игра на востребованность на рынке каньюктуры, на принципы спроса и предложения, находясь как игрок с национально – экономическим мышлением.
Литература и кинематограф – два зеркала, которые отражают человека, играющего в бизнес и политику, отражают человека играющего в культуру, играющего с бытием. В одной из статей об истории кинематографа написано, что «несколько тысячелетий назад, культура нашла уникальный способ создавать призраки так же легко, как природа создает весною листья деревьев. Призраки той жизни, которой давно уже нет, а может быть, никогда и не было, - они есть содержание всей нашей книжности, всей бумажности, всей письменности. Страница оказалась носителем фундаментального призрака тысячелетия. Этот джин, навечно заточенный в страницы и выпрыгивающий из нее на встречу глазу читателя, собственно, и создал цивилизацию наших планет… события, которые происходят на наших глазах, носят на первый взгляд довольно скромный, ремесленный характер. Меняется «всего –на всего »носитель этой фантомности. Магическая удвоенность жизни перебирается со страниц на экран».
Шедевры кинематографа возникли как очаги в разных странах: в Италии (Феллини, Антониони), Франции (Гадар, Лелуш, Боссон, и др.), Германии (Херцог, Фасбиндер, Вендерс), Англии (Гринуэй), России (Тарковский, Параджанов). Многие люди сегодня рассматривают биографию человека через призму списка книг, которые он прочитал и фильмов, которые он посмотрел, потому что именно они формируют его мировоззрение, его принципы жизни. В литературе, как и в кинематографе, как и вообще во всех культурных областях, существует понятие рейтинга, по которому и оценивают «ценность» изданной книги. Но эти рейтинги как игровая форма, оценивают не содержание, а тиражи и количества проданных книг, кассовость фильма. Никогда еще не продавали такого количества книг, как за последние два, три тысячитетия. Но никогда еще жизнь книг не была столь короткой. Такая же судьба и у бесконечного числа фильмов.
Другие статьи:
Европейский потмодернизм
Европейский постмодернизм - существенно более строг, нежели американский. И это вполне закономерно: новые сооружения строятся в богатом окружении шедевров прошлых веков, которые не допускают грубого искажения исторических архитектурных фо ...
Концепция игровой культуры
Тема культуры как игры в XX в. вдохновляла творчество нидерландского философа И. Хейзинга (1872-1946), испанского мыслителя Х. Ортега-и-Гассета (1883-1955) и немецко-швейцарского писателя Г. Гессе (1877-1962).
Автор книги "Человек и ...
Православный храм как святыня
Храм - место христианского богослужения; этой главной цели подчинено все содержание храма. История храмоздательства отражает историю развития богослужения. Храмовая архитектура всегда сочетается с ее символической стороной, она олицетворя ...
Разделы