Пейзажные парки Москвы XVIII века. Царицыно
В XVIII в. приобретает самый широкий размах строительство городских и загородных дворянских усадеб, в то время как ранее оно в основном было сосредоточено в столицах, при царских и крупнейших аристократических резиденциях. После выхода Манифеста о вольности дворян в 1762 г., в котором дворяне освобождались от обязательной службы в армии и государственных учреждениях, многие устремлялись в свои родовые поместья, расположенные за тысячу верст от столицы. Помещики, выйдя в отставку, следовали уже устоявшимся в обществе культурным традициям и обычаям. Устройство усадьбы, парка становилось условием личного престижа. Образцами служили царские резиденции и столичные ансамбли, но разница в имущественном положении, наличие или отсутствие профессиональных строителей, пристрастие хозяев, местные природные условия и культурно-исторические ориентиры - все это предопределило множество решений парковых ансамблей в российских провинциях.
Общий тон перестройке русских городов задавал Петербург:
с 1769 г. регламентировались ширина улиц и высота стоящих на них домов;
предусматривались обязательное мощение, освещение и озеленение улиц и площадей;
строгая периметральная застройка кварталов, единообразие которой нарушалось крупными аристократическими усадьбами, определяла облик центральных районов; -
обычно усадьбы отступали от красной линии, окружались садами, парадными и хозяйственными дворами;
в планах столицы все более четко проступала трехлучевая схема сходящихся к зданию Адмиралтейства проспектов и улиц.
В Москве тоже шли большие строительные работы:
закреплялась сложившаяся радиально-кольцевая планировка вдоль стен Кремля и Китай-города;
появились просторные площади;
создаются крупные общественные учреждения - Университет, Гостиный двор, Сенат;
на месте снесенных валов и стен возникают первые бульвары, которые образуют зеленое полукольцо, огибающее центральные кварталы;
расширяются старые московские усадьбы, где сады или перестраиваются в пейзажные, или дополняются-продлеваются в пейзажном стилевом направлении.
В XVIII в. стали типичными для городов России следующие принципы:
1) обращенность города к реке;
2) размещение городского центра и основных зданий на самых красивых и видных точках;
3) забота о силуэте города;
4) контраст высоких ориентиров к относительно невысокой рядовой застройке;
5) закрепление центров четкой структурой улиц, обеспечивающее композиционное единство.
Ведущим типом сада во второй половине XVIII - первой половине XIX в. стали усадебные сады.
Другие статьи:
Особенности первобытного искусства
Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. В то время люди ещё не знали металла, и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век. Люди каменного ...
Особенности искусства импрессионизма и постимпрессионизма
Импрессионизм – направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 века. История импрессионизма охватывает всего 12 лет. Импрессионизм переводится как впечатления. Название возникло в Париже, где экспонировалась картина Клода Моне «Вп ...
Основные концепции культурологи
Понятие цивилизация имеет несколько значений. Наиболее традиционное из них подразумевает развитую культуру, ограниченную локальными и территориальными рамками.
По определению В. Де Мирабо, цивилизация – то, что противоположно дикости.
С ...
Разделы