Особенности современной японской нации
Япония стала известна европейцам в первой половине XVI века. Первые открыли это государство португальцы. Португальцы, приняв намерение покорить Японию, начали с торговли и с проповедования мирным жителям католической веры. Миссионеры их, прибывшие в Японию, сначала умели понравиться японцам и, получив свободный доступ во внутренность земли, имели невероятный успех в обращении новых своих учеников в христианскую веру. Но царствовавший в Японии к исходу XVI века светский император Тейго, человек умный, проницательный и храбрый приметил, что иезуиты более заботились о собирании японского золота, нежели о спасении душ своей паствы, почему и решился истребить христианскую веру и выгнать миссионеров из своих владений.
Главной, или, лучше сказать, единственною, причиной гонения на христиан японцы полагают нахальные поступки как иезуитов, так и францисканцев, присланных после испанцами, а равным образом и жадность португальских купцов. Те и другие для достижения своей цели и для обогащения своего делали всякие неистовства.
Но, несмотря на все это, изгнанные из Японии миссионеры в свое оправдание и по ненависти к народу, не давшему им себя обмануть, представили японцев перед глазами европейцев народом хитрым, вероломным, неблагодарным. Уверенность европейцев в мнимых свойствах японцев простирается до того, что даже в пословицу вошли выражения: японская злость, японское коварство и прочее.
Чем ближе знакомятся другие народы с японцами, чем пристальнее всматриваются в них, в склад и строй японской жизни, тем яснее становится им, что в лице Японии они имеют дело со страною, проникнутою совершенно своеобразным, вполне самостоятельным духом, зрелым и глубоко разработанным. Особенно поражает европейца, что на всем протяжении Японии, с крайнего севера и до крайнего юга, он встречает совершенно одинаковую форму семейного и общественного быта, совершенно одинаковый строй понятий, воззрении, наклонностей и желаний.
Японцы — это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Вместе с их внешним окружением они столь живописны, театральны и артистичны, что временами кажутся нацией позеров. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в то же время самые невозмутимые, примитивные, рассудочные, глубокие, совестливые. В то время как история объявляет их агрессивными, жестокими, мстительными, опыт показывает их покладистыми, добрыми, мягкими. В те самые времена, когда складывалась изысканная утонченность чайного обряда, они проявляли ни с чем не сравнимую жестокость. Те самые люди, которые провели половину жизни в отрешенном созерцании, в сочинении стихов и в наслаждении искусством, посвятили другую половину разрубанию своих врагов на куски и любованию обрядом харакири.
Как же понять, почему японцам свойственно ставить личную преданность выше личных убеждений, что порождает неискоренимую семейственность в политическом и деловом мире.
Почему японцы всячески избегают прямого соперничества, стремясь прикрыть его видимостью компромисса; почему сложные и спорные вопросы они предпочитают решать через посредников.
Как могут совмещаться в японском характере совершенно противоположные черты: церемонность и учтивость в домашней обстановке с грубостью на улице; жесткость правил поведения с распущенностью нравов; скромность с самонадеянностью.
Японский характер можно сравнить с деревцем, над которым долго трудился садовод, изгибая, подвязывая, подпирая его. Если даже избавить потом такое деревце от пут и подпорок, дать волю молодым побегам, то под их свободно разросшейся кроной все равно сохранятся очертания, которые были когда-то приданы стволу и главным ветвям.
Психологический облик современного японца, как и представителя любой другой общности определяется особенностями национальной культуры, которая обладает большой устойчивостью ко всем изменениям в жизни общества. Это связано с тем, что в основе культуры лежит национальная история, язык народа, его психология.
Психолог И.С. Кон в своей книге «К проблеме национального характера» (М., 1997, с. 147) писал: «Чтобы понять характер народа, нужно изучать, прежде всего, его историю, общественный строй и культуру; индивидуально-психологические методы здесь недостаточны». Уникальны не черты и не их сумма, а структура, специфика их проявления. Например, трудолюбие является важной чертой японского национального характера. Японцы отдаются труду самозабвенно, с наслаждением, стремясь выразить чувство прекрасного и в процессе труда.
Под национальным характером понимается то, что приобретается, получается в процессе контактов внутри определенного сообщества людей на протяжении их многовековой жизни. Это традиционные формы реакции народа на окружающий мир. Это совокупность важнейших способов регулирования общения, сложившихся на основании системы ценностей общества, причем эти способы усвоены как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Имеется несколько мощных факторов, способных заметно влиять на национальный характер. Среди них – тип общества, в котором живут люди, доминирующая религия, психофизиологическая природа нации, а также среда обитания человека.
С точки зрения социопсихолгического подхода, национальный характер – совокупность устойчивых психических особенностей этнической общности, преломляющихся в этнических стереотипах, личностных самоопределениях свойств и качеств характера, своде представлений о высших добродетелях и пороках и проявляющихся в типичных способах поведения и общения.
В структуру национального характера входят личностные самоопределения, этнические стереотипы; эмоционально-психическая сторона традиций, привычек, обычаев; структура потребностей и вкусов; проявления психической энергии сознательного и бессознательного, выраженные в произведениях искусства и литературы, символах.
В последнее время понятие «национальный характер» реже используется, ему на смену для обозначения психологических особенностей приходят понятия «ментальность» и «менталитет».
Ментальность – это система образов, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей, т.е. ментальность – это своеобразное миропонимание, присущее этнической общности в ту или иную эпоху.
Менталитет, в узком смысле, опыт предков, основы национального характера и мировосприятия, наиболее глубинная малоизменяемая часть социальной информации.
В широком смысле – это вся духовная оснащенность человека и общества, их традиции, ритуалы. При этом обычно менталитет «молчалив» и проявляется скорее в повседневной, будничной деятельности людей, а не в их речи или в каких-либо ясных представлениях.
Хотя менталитет и является наиболее устойчивой и стабильной частью духовной культуры народа, он, сохраняя в себе в традиционном виде общечеловеческие этнические и нравственные нормы и требования, тем не менее медленно и постепенно меняется под влиянием изменений в общественной жизни.
В характере японцев и их мировоззрении ярко обозначился фатализм. Японцы со школьной скамьи усваивают положение о самовоздержании. В связи с этим в Японии часто советуют придерживаться таких жизненных правил:
1. примиряйся с ситуацией, какой бы она ни была;
2. находи возможность соблюдать установленные правила;
3. ограничивай себя в развлечениях;
4. причиной несчастья считай самого себя.
Следование этим правилам не могло не сказаться на особом подходе японцев к оценке объективной действительности.
О Японии и о психологических особенностях японцах в своих книгах рассказывают множество писателей. Есть серьезные научные труды, рассчитанные на специалистов, есть книги, предназначенные широкому читателю.
Поначалу о Японии любили писать как о загадочной и непонятной стране рикши и гейш. На смену этому стереотипу пришел другой: Япония стала ведется как страна самурайского духа, камикадзе и постоянной милитаризации. В дальнейшем был распространен иной стереотип, в чем-то противоположный существовавшему ранее, Японию стали воспринимать как державу сплошной компьютеризации и роботизации.
Для того чтобы понять характер японца, а это является целью моей контрольной работы, я изучила различную научную литературу.
В книге Завьяловой О.И., «Токио и токийцы», можно узнать, как японцы проводят свои будни и праздники, что они едят и читают, как черты XXI в. в японском быту переплетаются с древними традициями. Овчинников В.В. в своей книге под названием «Ветка сакуры: Рассказ о том, что за люди японцы», раскрывает своеобразные черты национального характера, как они проявляются в человеческих взаимоотношениях. Затем изучила книгу журналиста Цветова В.Я – «Пятнадцатый камень сада Ренадзи». Он рассматривал проблемы японского общества и многое другое. Журнал «Человек без границ», в статье под названием «Япония – искусство видеть», рассказывает об особом видение японцев вещей, как они ценят красоту и в чем это выражается. Кон И.С. в книге «К проблеме национального характера» раскрывает понятия национального характера, его проблемы, что необходимо знать и изучить, чтобы понять характер целой нации. И этнопсихологический аспект Мельниковой Е.В. «Культура и традиции народов мира».
Для раскрытия цели контрольной работы необходимо решить ряд задач: рассмотреть роль религии в формировании характера нации и язык общения, взаимоотношения в обществе через «амае» и чувство стыда, установить роль женщины и мужчины в японской семье, изучить японские национальные праздники.
- Роль религии в формировании характера нации
- Язык общения
- «Амае» и чувство стыда
- Роль женщины и мужчины в японской семье
- Японские праздники
Другие статьи:
Состояния чтения 70-80 годов в России
В последние 15 лет проведен ряд централизованных и региональных исследований чтения, результаты которых дают богатый материал для анализа культурных процессов в стране, развития теории и практики книжного и библиотечного дела. Однако иссл ...
Первобытная культура
Культура отличает человека от животного. Поэтому проблема начала культуры неразрывно связана с проблемой происхождения человека. В этом плане можно выделить целый ряд теорий, объясняющих происхождение человека и культуры, которые, по суще ...
Развитие просвещения и печати
Особое место в системе народного образования в Центральной Азии суждено было знать русско–туземным школам.
Грамотность среди народов Центральной Азии даже к концу XIX века было чрезвычайно низко: Для того чтобы найти человека, умеющего п ...
Разделы