Развитие просвещения и печати

Информация » Развитие культуры народов Центральной Азии во второй половине ХIХ - начале ХIХ века » Развитие просвещения и печати

Страница 6

И Самарканде (печатовщаеся в Самарканде с 1904г). Обе они в различные периоды своего существование имели различные направлении.

Как известно, революционная волна 1905г заставила царское правительство пойти на некоторые уступки, в частности, допустить известную «свободу печати», в это время руководство газетами. «Русский Туркестан» и «Самарканд» перешло к редактором большевиком (М.В. Морозову, А.Б. Борейшя, Быховскому, Кудали), стремившимся использовать их для пропаганды большевистских лозунгов и разоблачение политики царизма.

В связи с публикацией подобных статьей газеты «Русский Туркестан» и «Самарканд» неоднократно закрывались, штрафовались, а их редакторы-издатели все время преследовались и подвергались репрессиями со стороны царской администрации, но газеты продолжали выходить под другими названиями. Например, газета «Русский Туркестан» стала печататься под названием «Туркестан» затем «Вперед», а газета «Самарканд» впоследствии называлось «Зоравшан», затем новый Самарканд 1906г. Морозов, Быховский и другие большевики арестованы, а газеты закрыты.

В Туркестане имелись газеты ленинского направления; «Искра», «Вперед», «Пролетариат», «Заря».

В начале ХХ века в Центральной Азии появляются и начинают распространяться первые узбекские газеты. В 1906году в Ташкенте выходят частные газеты «Таракки» («Прогресс») и «Хуршид» («Солнце») в 1907году «Шухрат», в 1908году – «Азия» и «Руджар» («Торговец»), в 1912году в Бухаре стали выходит газеты «Бухарам Шериф» и «Гуран» в Ташкенте «Голос Туркестан». Редакторами этих узбекских газет были джадиды-заядлые буржуазные националисты, проповедовавшие через печать свои реакционные идеи.

В Киргизии распространялась довольно большое количество печатных изданий родного содержания и направлений, на разных языках особенности концу (начале века).

Представители передовой русской интеллигенции и деятели сельскохозяйственных обществ на территории Центральной Азии, в том числе в Киргизии стремились и через периодическую печать распространять сельскохозяйственные знание, пропагандируя лучшие методы ведение земледелие и животноводства. Таким образом, появляется первый печатный орган в Киргизии - Пржевальский сельский хозяин, который начал издаваться в марте под реакцией известного в уезде пчеловода Я.В. Силина.Что можно сказать о печатных изданиях на Киргизском языке, нам известны всего 4 книги, вышедшие в 10-х годах CC веке, авторами которых были киргизы; История Киргизии и «История Шабданов». О. Сыдыков, написаны не на родном киргизском языке, а на старо чагатайском.

В Уфе в 1911г была издана поема акына Молдо Кылыча «Кысса-и-Зилзала».

Вхождением Киргизии в состав Росси появление на ее территории первых ростков культуры и культурно - просветительных учреждений несомненно явилось. Большим прогрессивным шагом. Через эти учреждения и периодическую печать до сознания киргизского народа начали доходить идем свободы, пробуждая его стремление к новой, лучшей жизни, к культуре

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Другие статьи:

Виды первобытного искусства
Потребность в искусстве существовала на уровне необходимости, формируя человека из предчеловека. На заре своего становления искусство явилось одним из средств гармонизации человека и мира. Оно оказалось способным художественно изобразить ...

Реформы Петра Первого и их влияние на русскую культуру
Петровские реформы кардинально изменили русскую культуру. Причем термин «культура» здесь понимается в самом широком смысле – от быта и речи до высокого искусства. Царь считал своим долгом навести "добрый порядок" в гражданской ж ...

Русский авангард как предтеча тоталитарной культуры и ее жертва
Авангард (-изм) - (франц. avantgardisme, от avant-garde - передовой отряд) Условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников 20 в. для которых характерны стремление к коренному обновлению художестве ...