Культура как совокупность «средств общения»
«Время» прекратилось, «пространство» Исчезло. Мы теперь живем во всемирной деревне … в единовременном происшествии. Мы переместились вновь обратно в акустическое пространство. Мы начали снова испытывать первобытные чувства, племенные эмоции, от которых нас отдалили несколько веков грамотности».
В этой «деревне» не будет индивидуализма и национализма, отчуждения, агрессивности и военных конфликтов. Грядущая всемирная цивилизация, - пророчил Г. Маклюэн, - будет обществом «гармоничной коммуникации» и «образного мышления», являющихся непременным условием формирования высших культур.
На новом этапе эволюции информационно-коммуникативной системы механические скорости «Галактики Гуттенберга» уступают место электрическим скоростям, которые как бы сжимают (трансформируют) пространство «Галактики Гуттенберга» до размеров «глобальной деревни».
«Скрещивание, или гибридное соединение средств коммуникации, высвобождает великую новую силу и энергию, сопоставимую с той, которая высвобождается при расщеплении ядра или термоядерном синтезе»
Наступает новый этап развития информационно-коммуникативной системы, на смену печатным средствам коммуникации приходят электронные, радикально преобразующие всю сферу межчеловеческой коммуникации в направлении слияния изолированных друг от друга индивидов, наций и рас в единое коммуникативное сообщество, названное Г. Маклюэном в 1962 г. «электронным сообществом». В «электронном сообществе» Г. Маклюэна можно видеть прообраз (начальный этап) современного «информационного общества» или «общества, основанного на знании». Граждане «электронного сообщества», так же как и «информационного общества» – жители «глобальной деревни», в которой может жить и поддерживать характер ее глобальности только «электронный человек» с его восприятием, мышлением, мировоззрением и психологией, адаптированными электронными средствами коммуникации. «Глобальная деревня» - понятие становящееся, незавершенное, как тенденция (цикл) развития планетарного масштаба, а «электронное сообщество» - ступень или тип общественных отношений в определенной информационно-коммуникативной системе. Поэтому, несмотря на взаимозависимый характер связи данных понятий, «глобальная деревня» по смыслу несколько шире понятия «электронное сообщество».
Г. Маклюэн считал, что электронная революция перекраивает жизнь. В начальной стадии электронная технология (космическая связь, портативная видеозапись и т. п.) выполняла роль социальной терапии. Она создала новый этап социального общения, в котором выравниваются искажения и диспропорции, вызванные географией и экономикой, содействуя росту взаимопонимания между различными слоями общества и народами. На более высоких стадиях электронная революция выступила в качестве первопричины крупных социальных перемен (СМИ диктуют культуру). Информационная технология, соединенная с аудиовизуальными средствами, создает целый мир поведенческих моделей, которые постоянно, ежедневно на работе и в быту окружают человека и программируют его деятельность во все возрастающем масштабе.
Второй этап коммуникационной революции связан с тремя великими инновациями: спутниковая связь, создание оптоволоконных кабелей и кабельных сетей, цифровых электронных устройств с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приема и передачи информации. Это открывает доступ любому человеку, в любой точке Земли к базам данных и знаний, если он имеет терминальное устройство (или компьютер) для ввода и вывода информации, включенной в единую интегрированную систему связи, в результате на основе причастности к той или иной информации создаются новые “племенные” отношения. Подобные интеллектуально-технологические системы ведут к принципиально новому состоянию цивилизации и культуры - к глобальному гиперинтеллекту (индустрии данных и знаний). Компьютеризация создает технологическую основу информатизации общества, в котором информатика и владение ЭВМ является второй грамотностью повышающей интеллектуальные и творческие способности человека.
По мнению Г. Маклюэна, эпоха компьютера будет способствовать формированию творческого потенциала каждого отдельного человека, этносов и всего человечества в целом. Более того, этот культурный код сформирует у всех людей, живущих на планете, понимание кардинальной общности интересов, основанное на экологической культуре. Г. Маклюэн считал, что с выходом человека в космос окончилась эра природы и началась Экология.
Другие статьи:
Роль художественного оформления спектакля
Образ спектакля должен обладать могучей силой эмоционального воздействия, воспитывать в людях высокие нравственные и эстетические представления. В волнующем процессе рождения спектакля роль художника отнюдь не второстепенна.
Оформление с ...
Феномен итальянского дизайна
У итальянского дизайна исключительная репутация во всем мире. Знаменитый итальянский стиль, идет ли речь о моде, автомобилях или мебели, поражает нас своей элегантностью, оригинальностью и совершенством. Марки многих итальянских автомобил ...
Какую эволюцию претерпели религиозные взгляды древних греков
Греческая мифология развивалась параллельно с родовой общиной. Древнейшую ступень мифологии ученые называют до-олимпийской, поскольку в то время еще не сформировалось представление о семье богов, живущих на Олимпе. Античная мифология в то ...
Разделы