Духовные и художественные истоки Серебряного века

Информация » Развитие живописи в России конца XIX - начала XX века » Духовные и художественные истоки Серебряного века

Страница 4

Безусловно, здесь присутствовал и момент скандала — ведь по богемным «правилам игры» можно было заявить о себе толь­ко через шок. Но не случайно один из его «квадратов» украша­ет могилу знаменитого новатора. Малевич сделал шаг к полно­му «алогизму» искусства. В своем «Манифесте» 1915г. он объяс­няет свое открытие.

. Комментируя свой «Черный квадрат», Малевич утверж­дал, что «когда исчезнет привычка сознания видеть в карти­нах изображение . только тогда мы увидим чисто живописное произведением. По его мнению, только «трусость и слабость» человеческого сознания привязывают нас всех — «от дикаря до академика» — к предметному миру.

Итак, русская живопись в своей страсти дойти до последне­го «кирпичика», до последнего атома в познании бытия достиг­ла дна. Ведь «Черный квадрат» К.С. Малевича — это дно, фи­нал самопознания. Черный цвет — вообще не цвет, это могила всех цветов и одновременно возможность их возрождения из-под черной поверхности. Новая культура должна была познать мир до конца, разрушив все условности и мифы сознания. Пол­ное обнажение души — для принятия новой души будущего. Пафосная футуристическая устремленность Малевича сделала его художественный эксперимент бессмертным. Эксперимент смысловой перекодировки мира, романтический порыв в буду­щее питал не только живопись. Это была общая тенденция рус­ской культуры накануне грозных событий национального раз­лома 1917-1920 гг

Свой «черный квадрат» появился и в других сферах куль­туры этого времени. Летом 1913 г. состоялся съезд футуристов, на котором был создан новый театр «Будетлянин». Даже в его названии слышится устремленность в будущее. Физическое изображение «черного квадрата» появлялось на сцене театра в постановке авангардистской оперы «Победа над солнцем», в которой прославлялась победа машин над природной стихией.

Русскому авангарду не повезло в искусствоведческой лите­ратуре. Он представлялся то уродливым карликом, то пугаю­щим великаном в русской живописи. Какое бы эстетическое впечатление на каждого из нас ни производили удивительные картины художников этого направления, скандально-авангард­ными они были для своих современников, а для нас они — ис­тория русской культуры на одном из сложнейших витков ее развития. Это о них в 1912 г. пророчески писал А.Н. Бенуа, что «нынешние страшилы» со временем «станут классиками». И с этой точки зрения, авангард — форма национального само­сознания (самоидентификации) перед лицом нового века.

Ключевые понятия

Авангардизм —условное название для всех новейших, эксперименталь­ных взглядов и течений в искусстве, которые выше всего ставят поиск нового. Авангард —термин, закрепившийся за новаторским течением 1910-1920-х гг. (футуризм, кубизм, кубофутуризм, примитивизм, супрематизм, конструкти­визм, абстракционизм и т.п.).

Модерн — художественный стиль в Европе и России на рубеже Х1Х-ХХ вв. Искусство модерна состоит из нескольких стилевых направлений, в основе которых лежало стремление обобщить и переосмыслить эстетический опыт человечества. По этой причине модерн часто возникал как ретроспекция какой-либо прежней культурной традиции (неоготика, неорусский стиль, нео­классика и т.п.).

Урбанизм — (с латинского — городской) — процесс сосредоточе­ния населения, промышленности и культуры в крупных городах; присущий круп­ному городу. Сопровождается появлением урбанистической массовой культуры.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи:

Средневековая ментальность как тип культуры
Отечественный исследователь-медиевист А.Я.Гуревич посвятил ряд работ изучению средневе­ковой ментальности. Он поставил в центр собствен­ного культурологического анализа категорию лич­ности. Все особенности исторической ментальности — восп ...

Анализ и оценка социально-культурной деятельности в настоящее время
Осмысление понятия «культура» предполагает изучение механизма так называемой «культурной экспансии». Под этим термином подразумевается проведение определенной социально-культурной деятельности с целью навязывания своей культуры обществу, ...

Роль женщины и мужчины в японской семье
Японская женщина живет в обществе, в котором внешне доминирует мужчина. Но создать сердцевину общества помогла она сама. В этом виноваты ее тяга к согласию, склонность к компромиссам, к объединению противоположных взглядов, тонкое чувство ...