Трипольская культура
Невзирая на имеющиеся условия, более-менее заметной конвергенции (смешивание, ассимиляция) между культурами разного типа в этот период не наблюдается. Однако, согласно археологических данных, достижения соседей были известны представителям каждой из культур, которые все же отдавали преимущество традиционному для них способу ведения хозяйства.
Наибольшего развития в это время достигла трипольская культура, названная так по названию с. Триполье Киевской области, где на мощный культурный слой материальных остатков впервые натолкнулся киевский археолог Хвойка в 1896 году. По некоторым этноанатомическим показателями трипольцы были достаточно далекими от поздних славян, поэтому тяжело видеть в них непосредственных предшественников теперешних украинцев. Однако достижения трипольцев во многом отразились на последующей судьбе культуры на украинских землях, поскольку положили начало традиции земледелия, а оно навсегда стало определяющим фактором развития стабильной части местного населения, предопределяя быт, обычаи, календарь и верования.
Следы трипольской культуры обнаружены на большой территории, которая охватывает почти всю Правобережную Украину и земли соседних стран: Польши, Молдовы, Румынии. Трипольцы жили на протяжении 4—2 тыс. до н.э. в поселках, которые состояли из нескольких десятков, а иногда и сотен небольших домов сделанных из дерева и обмазаных глиной. Эти дома располагались своеобразными кольцеобразными улицами по кругу, в центре которого находилось большее здание общественного назначения. Рядов жилищ вокруг центра иногда случалось до десяти. И хотя чаще встречаются поселки меньшего типа, стали известными поселения, которые можно считать протогородами, ведь они состояли из свыше двух тысяч домов (Майданецкое городище на Черкащине).
Дом принадлежал одной, реже нескольким семьям. Кроме обитаемых помещений, в нем обязательно были глиняная или каменная печь и амбары, где сохранялись съестные припасы. Тип жилья отвечал определенной общественной организации. Люди жили более обособленно тяготели к семейному быту. Эти формы сохранились и до более поздних времен. В самых давних упоминаниях о славянах в наших землях повествуется, что им свойственно жить семьями, в отдельных домах, каждый из которых стоит в стороне от соседних.
В потреблении трипольцев находилось большое количество посуды. Её тоже производили из глины, которую очень часто укрывали монохромными или полихромными росписями. Эти росписи состояли из растительного или геометрического орнамента, иногда — изображений одомашненных животных, в частности, коз и коров. На обломках глиняной посуды остались следы солнечных символов, среди которых круги, кресты, разновидности свастики. Такие символы характерны для культуры раннего земледелия, когда люди, которые осознавали свою зависимость от сил природы, пытались влиять на неё с помощью магических действий и знаков.
В этот период люди воспринимают солнце как верховное божество вселенной, от которой зависит все и, в первую очередь, те стихии, которые имеют непосредственное влияние на урожай, на плодородие земли, скота. Такие верования получили название солярных. Они были присущи человечеству на протяжении достаточно длительного времени и встречались во время первых земледельческих цивилизаций в разных уголках мира. Однако с классовым расслоением общества такие верования уступают другим религиозным системам, которые больше связаны с конкретными формами государственной власти и общественного строя.
Есть основания считать, что трипольская культура возникла в условиях матриархального общества, поскольку во время раскопок археологами обнаружено достаточно большое количество глиняных фигурок людей, среди которых преобладают женские изображения типа «венер» палеолита. Они, скорее всего, олицетворяли верование в духов предков и, в первую очередь, в материнских богов. Но среди этих фигурок встречаются и изображение животных, которые могут быть как свидетельством об остатках тотемических верований, так и об эстетических вкусах трипольцев непосредственно связанных с их повседневным бытом. Известно, что в их хозяйстве животные имели важное значение. Люди разводили крупный рогатый скот, коз, свиней, овец, использовали животных как тягловую силу при вспахивании земли, перевозке урожая, строительных материалов и тому подобное. А из овечей шерсти они научились производить одежду. Следовательно, животные пользовались в трипольской культуре большим почетом.
Другие статьи:
Реформы в области образования и просвещения
В истории народного образования России петровская эпоха занимает особое место уже потому, что в это время впервые были созданы светские учебные заведения. Однако потребность в светском образовании определилась ещё в семнадцатом веке, когд ...
Эпоха синкретизма. Жизнь первобытных племен как
непрерывный обряд
Истоки народной художественной культуры, в том числе праздников и обрядов, необходимо искать в глубокой древности. Они тесно переплетаются с трудом и бытом наших далеких предков, находят свое выражение в мифах, былинах, сказаниях, верован ...
Роль религии в формировании характера нации
В японском национальном характере четко проявляют себя трудолюбе, аккуратность, бережливость, вежливость, дисциплинированность, чувство долга, приверженность традициям, преданность авторитету, склонность к заимствованию, самообладание, ст ...
Разделы