Анализ и оценка социально-культурной деятельности в настоящее время
Осмысление понятия "культура" предполагает изучение механизма так называемой "культурной экспансии". Под этим термином подразумевается проведение определенной социально-культурной деятельности с целью навязывания своей культуры обществу, потенциалу которого она не соответствует или соответствует не полностью.
Социокультурная ситуация — это многомерное социо-культурное пространство, в котором обитает человек (объект данного поля) и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Она включает в себя:
а) социально-культурную среду (поля деятельности);
б)соответствующие сферы деятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социо-культурных субъектов (ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и др.).
Социально-культурная среда, характеризуя сущностные связи человека с социо-культурным окружением, имеет набор устойчивых компонент (полей и соответствующих сфер жизнедеятельности), которые и подлежат анализу в процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы деятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно отграниченные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными учреждениями.
В зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело в рамках социо-культурной среды (т.е. предмета его деятельности) и сферы активности человека, можно выделить следующие ее составляющие — поля деятельности (которые одновременно могут выступать областями деятельности или приоритетными направлениями социально-культурного проектирования):
1. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованность);
2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни; то есть интересы человека и вся его духовная культура.
3. Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизни и деятельности людей — их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения);
4. Духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);
5. Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности);
6. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).
Каждое поле социо-культурной среды по характеру его составляющих можно представить в виде трех уровней:
I. Предметно-пространственное окружение человека, то есть памятники истории и культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т.д.;
II. Информационная составляющая среды (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация);
III. Ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).
Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того или иного элемента: поля среды, то есть сферами жизнедеятельности человека, где он расходует свои фундаментальные ресурсы (время и энергию), где таковыми являются:
· образовательная (представленная учреждениями системы образования, в т.ч. специального);
· производственная (характеризуется видами производственных структур, определяющих номенклатуру профессий, условиями профессионального самоопределения и самореализации личности в той или иной сфере трудовой деятельности);
· досугово-рекреационная (представлена досуговыми и туристско-экскурсионными учреждениями);
· физкультурно-оздоровительная (инфраструктура учреждений спорта и здравоохранения, обеспечивающих здоровье человека, развитие его физических и психических способностей);
· информационная (библиотеки, средства массовой информации).
Таким образом, социокультурная ситуация — это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации. Составляющие социо-культурной ситуации — среда и сферы жизнедеятельности — являются одновременно областями проектной деятельности.
Каждое социо-культурной поле среды и сфера жизнедеятельности имеет соответствующие проблемы и ресурсы, которые представлены –
Другие статьи:
Одухотворенность образа в иконописании
Для о. Павла искусство - это попытка эстетического осмысления Универсума посредством выявления метафизической сути вещей.
Здесь с очевидностью проявляются философские симпатии Флоренского и симпатии эти целиком на стороне платонизма. Ска ...
Фольклор Западноевропейского Средневековья
Литература была важнейшим элементом средневековой культуры. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Певцы-музыканты, исп ...
Истоки русской культуры. Значение принятия
Христианства из Византии
В течение тысячелетий обширная территория древнерусского государства была зоной встречи и взаимодействия различных цивилизаций. На юге, по северным берегам Черного моря, жили главные соседи восточно-славянских племен - греки. На севере ва ...
Разделы