Приоритет читательских интересов

Информация » Принципы библиотечного дела » Приоритет читательских интересов

Страница 2

С позиции принципа приоритета читательских интересов библиотека отказывается от стремления определять, что лучше читать каждому читателю, уходит от стереотипов прошлого, когда “руководство чтением” зачастую исключало альтернативность содержания читательских интересов. Упор делается на фактические и научно прогнозируемые информационные потребности читателей, на полное удовлетворение их индивидуальных запросов. Конечно, плюрализм читательских интересов не беспределен. Библиотекарь не может не вмешиваться в чтение читателя, если книга носит необъективный, вредный для чтения характер. “Ни один уважающий себя библиотекарь, - пишет известный американский библиотековед Д.Х. Шира, - не позволит читателю получить книгу, если известно, что это приведет к антиобщественным последствиям. Может быть, широта взглядов – это не больше, чем маска, которая скрывает невежество” (Д.Х. Шира. Введение в библиотековедение. – М., 1983. – С. 83).

Границы плюрализма определяются Конституцией РФ, которая, например, запрещает пропаганду расовой, национальной, социальной, классовой, религиозной вражды и ненависти, насилия и войны. Плюрализм несовместим с беззаконием, вседозволенностью. Поэтому за библиотекой остается функция содействовать формированию политической, эстетической, нравственной культуры, научного мировоззрения, т.е. приобщения читателей к культуре, знаниям, обуздания в человеке биологических начал, формирования в нем социальных и духовных качеств, воспитания способности самостоятельно мыслить и т.д. Следовательно, библиотека не только удовлетворяет читательский спрос (это лишь одна сторона ее действительности), но активно влияет на формирование читательских интересов.

Необходимость стимулирования, активизации читательских интересов, содействия их развитию заложена не только в общественном назначении библиотеки, но и в требованиях самих читателей к информации и книге. У значительной части читателей познавательные мотивы не получают конкретного выражения в выборе книг для чтения. Читательский интерес – это движущаяся, развивающаяся читательская активность, и если на низших ступенях более высоких он приобретает сознательные, волевые черты, переходит в стадию интереса инициативного.

Разрыв между уровнями читательского интереса вызывает потребность воздействия на чтение читателей. Оно обычно осуществляется по следующим направлениям: 1) по линии уже имеющихся интересов – их выявление, оценка, дальнейшее развитие и организация; 2) по линии возбуждения, стимулирования, создания новых интересов, каких у читателей еще нет, их закрепления и усиления; 3) по линии переключения – вместо имеющихся нежелательных интересов на их базе развиваются новые.

Помощь библиотеки в выборе нужных книг, расширения кругозора и знания, читательских интересов осуществляется на демократической основе, на основе уважения индивидуальности и творческих начал в читателе. Приоритетное внимание к личности читателя, его свободе должно сочетаться с максимальным учетом и согласованием интересов и ценностей общества. Общечеловеческие ценности морали и нравственности, прав личности, политической и экономической демократии, экологии, мира на земле и т.д. отражают принципиальное единство человеческого рода, целей и задач его развития. Они связаны с укреплением этого единства, сохранением человечества, созданием благоприятных условий для свободной реализации внутренних сил человека. общечеловеческие ценности исключают все, что разъединяет людей, ведет личность к деградации.

Однако как не существует человек как нечто среднее, как некий общечеловек, так и общечеловеческие ценности не существуют “вообще”. Эти ценности имеют свою специфику, “окрашиваются в определенный цвет”, проходя через призму читательского интереса. Читатель – это конкретный человек, сочетающий в себе неразделимое единство общего (общечеловеческого), особенного (национального, социального, профессионального и др.) и единичного (индивидуального). Это единство имеет диалектический характер: каждая из его сторон органически связана с остальными, влияет на них и взаимодействует с ними. Диалектическое единство общего, особенного и единичного, в разных конкретных случаях проявляющееся по-разному, и характеризует каждую личность.

Эта диалектика важна при осуществлении процесса библиотечного обслуживания. Здесь особую активность представляют различия типов интересов, социальных и духовных потребностей разных слоев и групп людей, обусловленные профессиональными, образовательными, демографическими, национальными, психологическими и иными особенностями. Требование учета в библиотечной деятельности специфических особенностей разных групп читателей приобретает особую важность в связи с тем, что они влияют на выбор книг, сила воздействия которых. В свою очередь, неизмеримо возрастает, если они адресованы не человеку вообще, а определенным людям и максимально соответствуют их потребностям, интересам, запросам.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Прикладное искусство Византии IV–VII века
Процесс сложения малых форм искусства протекал во многом сходно с эволюцией, происходившей в IV—VII вв. в монументальной живописи; однако для малых форм были характерны особенности, которые в известной мере объясняются назначением этих па ...

Главная магистраль нового Иерусалима - улица Яффо
Строительство Нового города за пределами городских стен началось в 1860 г. В течение многих веков еврейская община Иерусалима ютилась в Старом городе. Большая скученность, отсутствие каких бы то ни было санитарных условий были тогда харак ...

Абашевская глиняная игрушка
Абашевская глиняная игрушка - свистулька, дудка изготавливалась гончарами села Абашево Наровчатского уезда пензенской губернии (ныне Беднодемьяновский район). Время возникновения промысла – середина XIX века. Первоначально игрушка изгота ...