Дворцово-парковые пригороды Санкт-Петербурга

Информация » Пригородные дворцово-парковые комплексы Санкт-Петербурга » Дворцово-парковые пригороды Санкт-Петербурга

Страница 1

Дворцово-парковые пригороды Санкт-Петербурга расположены на южном побережье Финского залива. Их возникновение связано с укреплением завоёванных в начале 18 века земель Прибалтики и строительством крепости Кропшлот. Продвижение на кораблях по непредсказуемомому финскому заливу было опасно, поэтому Пётр Iпредпочитал большую часть пути проделать по суше. На пути его следования, по давней традиции, были построены путевые дворцы или «попутные светлицы».

Основание одной из таких «светлиц» дало начало блистательному дворцово–парковому ансамблю Петергофа¹ (ныне Петродворец).

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф (Петров двор) был, впервые упомянут в походном журнале.

В 1711 году там был построен первый деревянный дворец Петра I. Образцом для подражания стал французский Версаль. Определяющим ландшафтом была близость моря, с которым дворец, парки и фонтаны связаны каналами.

Петровская идея царского дворца была воплощена архитекторами Ж. Леблоном, Н. Микетти, М. Земцовым: дворец в стиле Петровского барокко был построен на кромке высокой террасы и издали, виден с моря. Большой или Нагорный дворец был остановлен дубовой и ореховой мебелью, картинами европейских мастеров. От петровского времени сохранился Дубовый кабинет императора.

Обустройство двух парков - Верхнего и Нижнего - шло параллельно строительству Большого дворца. Верхний парк в петровские времена был занят фруктовым садом и огородом, Нижний был распланирован как регулярный парк. Регулярные парки создавались на основе строгой симметрии, починяясь правилам планирования садов: деревья и кустарники подстрижены в виде шаров, пирамид, кубов, газоны, цветники и пруды приобретают правильную геометрическую форму, аллеи пересекаются под прямыми углами либо имеют лучевую планировку «звездой».

Регулярные парки было принято украшать разнообразными парковыми «затеями» - павильонами, беседками, скульптурами, главной парковой «затеей» Петергофа стали фонтаны и каскады.

Большой каскад-(1715-1724гг) – включает 64 фонтана, 255 скульптур и самая большая скульптура Б.Растрелли «Самсон раздирающий пасть льва».

Нижний парк – искрился множеством фонтанов, струю фонтанов были причудливы по рисунку, аккомпанементом воды служила музыка, водой приводились в движение фонтанные фигуры. Любимые развлечения Петра – фонтаны шутихи, неожиданно обдававшие гостя водой.

Начало системе обеспечивающей водой 187 Петергофских фонтанов и 4 каскада, было положено самим Петром. Идея была воплощена русским инженером – Туволчиным.

За 10 лет со дня основания Петергофа были построены три дворца (Монплезир, Верхние палаты и Марли), павильон Эрмитаж, каскад с гротами, декорированный золочеными статуями.

Монплезир - любимый дворцовый павильон Петра и первое сооружение нижнего парка. Он был возведен на искусственно насыпанной террасе. Центральный зал и галереи обшиты дубовыми панелями, на стенах картины. Морской фасад Монплезира, дополнила открытая терасса, на которой установлена российская светская статуя – медное изображение Нептуна.

Историческая справка

1714 г. - начало постройки дворца Монплезир.

1721-1722 гг. - построены галереи и люстгаузы Монплезира.

1723 г. - Монплезир окончательно достроен.

1951 г. - после войны восстановлены фонтаны "Колокола" Монплезирского сада.

1952 г. - восстановлены фонтаны-шутихи "Диванчики".

1959-1961 гг. - послевоенная реставрация дворца Монплезир.

Эрмитаж – второй дворцовый павильон, построен на берегу залива, для увеселений царского окружения, окружен с четырех сторон рвом, через который был, перекинут подземный мост. Подземный механизм поднимал наверх стол, накрытый на 14 персон.

Парковые павильоны с подъемными механизмами стали появляться в других царских резиденциях и богатых дворянских усадьбах.

Павильон Марли. Изящный двухэтажный дворец Марли является центральным сооружением западной части Нижнего парка. Свое название, как Монплезир и Эрмитаж, Марли получил из французского языка. Так называлась одна из резиденций французских королей в местечке недалеко от Парижа, которую Петр посетил во время своих путешествий по Европе.

От дворца Марли в разные стороны расходятся три аллеи (Малибанская, Березовая и Марлинская), рассекающие парк с запада на восток и ведущие к фонтану «Ева», павильону «Эрмитаж» и Львиному каскаду. Кроме этого в Марлинский комплекс входят Марлинский пруд и Секторальные пруды, Партерный сад и сад Венеры. Секторальные пруды первоначально представляли собой один полуциркульный пруд. Его разделили на четыре сектора тремя кирпичными перегородками, вследствие чего он и получил свое название.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Русские расписные игрушки
Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в ср ...

Художественная культура итальянского Возрождения
Предвозрождение: Джотто (1266-1337) – основоположник флорентийской школы живописи. Основным жанром были фресковые росписи. Центр внимания его живописи – образ Христа. «Поцелуй Иуды», «Христос и иуда», «Бегство в Египет». В литературе Дан ...

Природа и смысл гуманитарного образования
Современное гуманитарное образование производит противоречивое впечатление. На фоне большого разнообразия направлений и форм гуманитарного образования, а также типов образовательных гуманитарных учреждений, наблюдается бедность собственно ...