Художественное выражение сентиментальных направлений в живописи во второй половине XVIII в
Наряду с правдивостью и одновременно с ней отмечалась выразительность, экспрессия, которая в грезовских композициях особенно привлекала критику и публику тем, что за ней стояли смысл, пафос и сентиментальность всего его творчества. Насколько актуальны были вопросы сентиментализма в творчестве Греза, можно увидеть в картине «Паралитик, за которым ухаживают его дети или Плоды хорошего воспитания». За больным ухаживают всей семьёй: один кормит, другие читают, приносят воду, просто присутствуют, не сводя глаз с больного, - тем чувствительнее, лучше и поучительнее сюжет. Подобных сюжетов, показывающих пример для подражания, у Греза великое множество.
В России из живописцев, разделяющих идеи сентиментализма, следует отметить прежде всего Боровиковского, Левицкого и Рокотова– выдающихся художников второй половины XVIII в. В этот период ведущую роль в искусстве, как в европейском, так и в русском, играл портрет. Именно в этой области наиболее проявились признаки сентиментального направления, господствующего в искусстве в тот период.
Боровиковский В.Л. был самым заметным приверженцем сентиментальных идей, расцвет его таланта приходится на 1790-1800-е гг., когда были созданы его лучшие полотна. Значение Боровиковского в истории русского портрета определяется, прежде всего, созданием галереи женских образов. Картины Боровиковского наиболее точно выразили эстетику русского сентиментализма, во многом определили настроение, вкусы и духовный облик образованного русского общества. Мир и согласие, нежная любовь, внутреннее самоусовершенствование, чувствительность и мечтательность, гармоническое слияние с природой – вот идеалы, рождавшиеся в обществе, воплощённые в искусстве. В соответствии с ними Боровиковский создаёт свой тип женского портрета. Различными теневыми приёмами художник сосредотачивает внимание на лицах моделей. Именно в них проявляется его способность создавать одухотворённые и поэтические образы.
Художник обращается к миниатюре возможно в противовес парадному портрету. Именно так выполнены портреты Г. Р. Держпвина (1794-1795), « Лизынька и Дашинька» (1795). В этом произведении Боровиковского даже дворовые девушки Лиза и даша похожи не на служанок, а на героинь сентиментального романа. Это становится выражением поиска естественности и простоты в портретном изображении. Нужно сказать, что и в литературе того времени развивались малые формы: романсы, письма и дневники, раскрывающие «Жизнь души», передающие оттенки эмоций.
Особенно в ряду сентиментальных портретов выделяется портрет М.И. Лопухиной (1797). На этом полотне особенно видны характерные черты «почерка» живописца: краски как бы сплавлены, эмалевые. Художник сочетает белое с розовым или голубым, жемчужно-серое с бледно-пунцовым.
Благодаря влиянию сентиментализма стала высоко цениться неповторимость отдельной человеческой личности, её эмоциональность, способность глубоко чувствовать. В это время Боровиковский создаёт ряд миниатюр, соответствующих чувствительному настроению сентиментализма. Живопись художника – эмалевая и будто фарфоровая с преобладанием блёклых неярких, оттенков.
Другие статьи:
Координация и кооперирование библиотечной деятельности
Координация – это взаимосвязь между библиотеками, согласно их деятельности между собой и размежевание функций между библиотеками в зависимости от их типологических характеристик.
Все библиотеки на территории каждого региона не оторваны, ...
Культура и мораль
Центральное понятие морали следует воспринимать с учётом субъективности эпохи и народа.
Круг проблем, связанных с отношениями между культурой и моралью:
1. проблема морального долга культуры.
2. можно ли человеку, обладающим громадным ...
Фестиваль виски
Фестиваль виски проходит с 30 апреля по 3 мая. В долине реки Спрэй располагается очень большое количество ликиро-водочных заводов, некоторые из них известны по всему миру – "Glenfiddich" и "Glenlivet", а также небольши ...
Разделы