Как развивалась античная философия
Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции стала древнегреческая философия. Возникнув в конце VII—начале VI столетий до н. э., философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. до н. э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV вв. до н. э. может быть охарактеризовано как путь от мифологии и религии к материалистически мыслящей науке.
Развитие древнегреческой философии начинается не в самой Греции, а на восточной окраине греческого мира — в ионийских городах западного побережья Малой Азии. В крупнейшем из основанных греками малоазиатских городов — Милете — последовательно жили три философа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Все представители милетской школы задавались вопросом о первоначале (по-гречески «архе») всего существующего, что указывает на отказ считать мир созданным богами. Фалес полагал, что все произошло из воды. Анаксимандр считал первоначалом «апейрон» (в переводе с греческого «беспредельное») — некое первовещество. Анаксимен признавал в качестве «архе» воздух. Все они были не только философами, но и исследователями природы, ведь в то время наука еще не выделилась в отдельную область знаний, и философия развивалась в неразрывной связи: зачатками не только научных, но и политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством.
Дальнейшее развитие философии связано со школой пифагорийцев. Основателем этой школы, скорее похожей на религиозную общину, был Пифагор — также выходец с греческого востока, живший в IV в. до н. э. Главной заслугой Пифагора и его школы является философское осмысление числа и числовых закономерностей в окружающем мире. Хотя идеи этой школы были тесно связаны с религиозными представлениями и близки к мистике, деятельность пифагорейцев стимулировала развитие математики, которой впоследствии предстояло стать самостоятельной наукой.
Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (около 554—483 гг. до н. э.). Этот мыслитель считал первоосновой всего существующего огонь. По его мнению, и в обществе, и в природе происходит вечная борьба, вечное движение.
Огромную роль в развитии древнегреческой философии сыграла элейская школа (по названию южно-италийского города Элея), деятельность которой приходится на конец VI—начало V в. до н. э. Наиболее значительный представитель этой школы — Парменид — впервые начал систематически пользоваться такими фундаментальными философскими категориями, как «сущее», «мышление», «бытие» и «небытие». Он же сформулировал исходный для всей философии принцип тождества бытия и мышления. По его мнению, между тем, что воспринимается чувствами, и тем, что постигается умом, лежит огромная пропасть. Реальным и истинным философ считал лишь то, что познается умом. Мир же, постигаемый чувствами, — иллюзия, «мнение», а не истина.
Интересным явлением, возникшим в греческой культуре в V столетии до н. э., было появление софистики. Как философское течение софистика не была достаточно однородной. Однако главной общей чертой мировоззрения софистов было утверждение об относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок. Один из софистов, Протагор, утверждал, что человек является мерой всех вещей. Софисты обучали приемам ораторского искусства, которые позволяли доказать что-либо вне зависимости от истинности доказываемых положений.
Наивысший расцвет греческой философии приходится на конец V—IV вв. и связан с именами Сократа, Платона и Аристотеля.
Сократ (около 470—399 гг. до н. э.) явился родоначальником диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Философия в понимании Сократа — не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Цель его философии — самопознание как путь к постижению истинного блага. Один из принципов учения Сократа гласил: «Познай самого себя». Сократ излагал свое учение устно, поэтому главным источником информации о его философии являются сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Жизнь философа закончилась трагически: обвиненный в «поклонений новым божествам» и «развращении молодежи», Сократ был приговорен к смерти. Однако для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.
Другие статьи:
Типология
организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских
предприятиях
Каков же главный источник организационной культуры? Откуда члены организаций черпают свои духовные ориентиры? Многочисленными социологическими исследованиями был установлен факт, что руководящие принципы культуры предприятий находятся в п ...
Русские школы иконописи
К сожалению, до нас не дошли иконы домонгольского периода, написанные в южных городах Руси. Поэтому о древнейшем периоде иконописания на Руси можно судить на основе новгородских образцов ввиду географической отдаленности Новгорода. Первые ...
Древнерусская архитектура
Основные принципы храмовой архитектуры на Руси пришли из Византии, но с течением времени создалось самостоятельно существующее явление мировой культуры – архитектура Древней Руси. Русская культура, несмотря на свои отчетливые особенности, ...
Разделы