Марксистская концепция культуры
В творчестве К. Маркса проблема культуры воспринимается с позиции материалистического понимания истории. Согласно нему, культура – это результат деятельности человека во всех сферах бытия и сознания, она характеризует его как деятельное, общественное существо. Материальное производство (базис) детерминирует культуру (надстройку), но при этом культура относительно самостоятельна в своём развитии и не сводится к процессам материальной жизни. Культуру творит человек, он самостоятелен, но на него влияют общественные условия, которые в свою очередь зависят от материальных взаимоотношений людей. Экономика может стимулировать науку, но может и привести к распространению массовой культуры. Как особое явление общественной жизни, культура имеет собственные законы и сама активно участвует в преобразовании базиса.
Динамика культурно-исторического процесса выступает в виде линейного развития общественно-экономических формаций. В соответствии с ними выделяются 5 типов культур: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.
Основной принцип анализа – классовый. Его абсолютизация привела к вытеснению общечеловеческих ценностей, недооценке роли и места конкретного человека.
Значительное место в учении Маркса занимает анализ категории отчуждения. Оно разрушает нормальное состояние человека. Согласно Марксу, человек ощущает себя свободным только лишь удовлетворяя свои первичные (биологические) потребности. Капиталистическое общестов порождает серию отчуждений, так 5 их форм:
1. О. человека от средств труда, в результате чего он оказывается в зависимости от их собственника;
2. О. от продуктов труда, принадлежащих собственнику;
3. О. человека от человека как равного себе;
4. О. от культуры, принадлежащей избранным;
5. О. человека от своей родовой, социальной сущности.
Сходя из формационного подхода, где каждой общ-эк. формации соответствует и тип культуры, Маркс говорит и о существовании культур 2-х антагонистических классов, а построение единой культуры может быть только после ликвидации частной собственности и установления диктатуры пролетариата.
Другие статьи:
Особенности менталитета китайского общества, специфика художественной культуры Китая
В древнекитайских воззрениях считалось, что мир возник от взаимодействия светлых (ян) и темных (инь) частиц. Они породили пять стихий — землю, воду, огонь, дерево и металл, от которых произошло все во Вселенной, все явления природы, качес ...
Петергоф – Сады и Парки
Многочисленные парки Петергофа не менее знамениты, чем его фонтаны и дворцы. Прогуливаясь по Петергофу, можно и не догадываться, что переходишь из одного парка в другой. Многие парки даже и не воспринимаются посетителями как таковые, пото ...
Неформальные молодежные движения
Одним из проявлений молодежной субкультуры являются неформальные объединения молодежи, своеобразная форма общения и жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. «Неформальные» обычно вос ...
Разделы