Представление о культуре в Средние века

Информация » Понимание культуры в классической и постклассической западноевропейской философии » Представление о культуре в Средние века

Страница 5

Таким образом, в лице Августина Блаженного мы имеем первого критика основ западной цивилизации, который с позиций христианской морали обосновывает несовершенство существующего мира и культуры, господствующей в нем.

Наиболее наглядно христианское видение культуры мы видим в творчестве знаменитого религиозного мыслителя Августина Блаженного (354-430). Единственно ценной и верной для человека является ориентация на Бога. Собственно человеческое бытие в отрыве от Бога не имеет никакого смысла. Поскольку в человеке нематериальная бессмертная душа доминирует над слабым тленным телом, то он обязан стремиться радости души, а не тела как её временного прибежища. Отсюда следует достойное истинного христианина пренебрежение благами и соблазнами чувственного мира. Чем большим количеством вещей пренебрегает человек на земле, тем выше его добродетель.

Особенности искусства Средневековья – торжество теологизма.

Архитектура и скульптура были “Библией в камне”. Музыка почти целиком была религиозной. В литературе и искусстве преобладали религиозные сюжеты. Философия существовала исключительно в форме теологии («служанка богословия»). Этика и право были реализацией христианских заповедей. Ни о какой культуре как феномене, созданном человеком, не было и речи, поскольку человек трактовался как существо несамостоятельное, сотворённое Богом и подчинённое ему. Свобода мышления поры Античности была в прошлом. Жизнь и творчество средневекового человека были подчинены церковной догме. Многообразие и вольнодумство оказались изгнанными на периферию культуры – в еретичество. Идеологи новой эпохи стояли на страже идеалов христианства. Стеснённая ритуалами и догмами личность была вынуждена держать про себя свои мысли, чувства и переживания.

Наиболее наглядно христианское видение культуры мы видим в творчестве знаменитого религиозного мыслителя Августина Блаженного (354-430). Единственно ценной и верной для человека является ориентация на Бога. Собственно человеческое бытие в отрыве от Бога не имеет никакого смысла. Поскольку в человеке нематериальная бессмертная душа доминирует над слабым тленным телом, то он обязан стремиться радости души, а не тела как её временного прибежища. Отсюда следует достойное истинного христианина пренебрежение благами и соблазнами чувственного мира. Чем большим количеством вещей пренебрегает человек на земле, тем выше его добродетель.

Любовь к Богу – это вечная ценность, её человек должен в себе взращивать и лелеять. Стремление к проходящим суетным земным радостям – грех, его нужно избегать и жить аскетично. Земные блага – только средства для культивирования внеземных ценностей. И в себе, и в природе человек должен больше всего ценить то, что стоит ближе к Богу.

Одновременно в культуре Средневековья оформляется и иной поток, представления носителей которого не совпадали с ценностями, освящёнными церковью. Существовала народная, “низовая культура”, которая не была официально признана.

Итак, в эпоху Средневековья культура воспринималась как творение Бога и развивалась в рамках христианского видения мира. Поскольку весь мир создан Богом и человек – венец природы, то культурогенез рассматривался как приближение к божественному замыслу.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другие статьи:

Древнеславянская культура
На протяжении всего 1 тыс. н.э. праукраинские земли продолжали оставаться ареной Великого переселения народов. Сокрушительными для местной культуры лавами прокатывались нашествия аланов, готов, гуннов, аварцев булгаров. Они заставляли кор ...

Развитие литературы и фольклора в Древней Руси
Языческая Русь, различные слои населения и области русских земель X в. обладали достаточной культурой, наследием которой являются многочисленные былины, предания, сказки, легенды, песни, обряды, игры. Их истоки шли из далеких глубин перво ...

Язык как средство культурного обмена. Вавилонская башня
Искусство – это язык, следовательно, в высшей степени социальная функция. Г. Гауптман Нет ничего сильнее слова. Менандр Для постройки Вавилонской башни требовалось объединение народов, а, поскольку хозяевами Вавилона и опытными строи ...