Петергоф
В этой части парка примечательно еще одно здание — «Хижина уединения», или Эрмитаж.
Легкий двухэтажный квадратный павильон стоит на высоком каменном фундаменте, окруженном рвом. Во втором этаже Эрмитажа расположен зал со столом, на который блюда и тарелки с едой для четырнадцати персон поднимались снизу, а затем спускались при помощи специального механизма, так что можно было обходиться без слуг.
Эрмитаж Петродворца — прекрасный памятник русского зодчества XVIII века и «родоначальник» всех других Эрмитажей в России.
Против Эрмитажа был устроен эрмитажный, или Львиный каскад. В течение двух столетий этот каскад не раз подвергался переделке. С трех сторон его возвышались 14 колонн из серого гранита, между которыми из белых ваз струили свои воды фонтаны. А в середине на гранитной глыбе стояла нимфа с кувшином. По сторонам колоннады лежали бронзовые львы.
Третья часть Петродворцового парка связана с дворцом Монплезир. Торжественная и роскошная, эта часть парка предназначалась для пышных парадных приемов и празднеств.
Ансамбль Монплезира начинается с каскада, льющегося с террасы. Прямая аллея ведет от него ко дворцу. Третий каскад сначала назвали «Драконовая гора». У грота, обложенного туфом, три крылатых дракона раскрыли огромные пасти и извергают из них водяные потоки на скат. Падающая со ската вода образует над нижним гротом тонкую прозрачную завесу. Кажется, темное отверстие грота закрыто громадным стеклом.
В дальнейшем скаты каскада были выложены черными и белыми мраморными квадратами и каскад стали называть Шахматным. У Шахматной горы раскинулись цветники, а за ними — два «римских» фонтана, наименованные так за сходство с фонтанами, находящимися на площади Святого Петра в Риме.
По пути к дворцу на фоне зелени ярко выделяется высокая белая пирамида из воды посреди мраморной балюстрады с вазами. Фонтан «Пирамида водная с малыми кашкадами» состоит из 500 трубок, выкидывающих струн воды в семь ярусов.
Вблизи дворца Монплезир на середине пруда все время вращается столб с диском. Из диска по кругу во все стороны, как лучи солнца, падает вода. Снизу из шестнадцати свинцовых дельфинов тоже льется вода тонкими полупрозрачными нитями. Это фонтан «Солнце».
На этом пруде с фонтаном «Солнце» архитектор Фельтен построил для императрицы Екатерины второй купальню. Высокие изогнутые железные стены были красиво расписаны пальмами и цветами. Фонтан «Солнце», сооруженный еще при Петре I, служил в купальне своеобразным душем. Теперь сохранился только фонтан.
Около пруда, называемого Менажерийным (хозяйственным — раньше хозяйство называлось экономией), были зверинец и птичник. Сохранялись два павильона птичника с отделанными туфом и раковинами стенами. Вокруг пруда на каменных пьедесталах стоят бюсты, а по пруду плавают живые лебеди.
Около Монллезира сосредоточены «царские забавы» — фонтаны-шутихи. Две боковые аллейки заканчиваются диванчиками. Не успеют гости сесть на них, как из спинки дивана и из земли появляются тонкие струйки воды, образуя вокруг диванчика водяной свод. Такой же «коварный» навес в форме зонтика и над скамейками. Стоит встать под этот зонтик, как с его краев из 164 трубочек польется сильный дождь. Из такой водяной беседки сухим не выйдешь. Это фонтан «Зонтик», или «Грибок».
Сюда, к Монплезиру, в 1784 году перенесли из пруда Верхнего парка фонтан «Свинцовое дерево званием дуб». В его ветви и листочки вставлены тонкие трубочки, льющие воду. Вокруг дуба «посажены» металлические тюльпаны. Одновременно фонтанируют листья дуба и цветки тюльпанов, и спинки двух стоящих тут скамеек, и покрытая галькой почва.
Этот фонтан «Дуб» напоминает дерево-фонтан в боскете «Болото» Версальского парка Людовика XIV.
Каждый посетитель Петергофа может испытать на себе действие шутейных фонтанов.
К этим любимым в XVIII веке шутейным фонтанам можно отнести и «фабольные», или нравоучительные фонтаны. От них сохранился в центральной части Петродворцового парка лишь один — Фаворитный.
Другие статьи:
Основные концепции культурологи
Понятие цивилизация имеет несколько значений. Наиболее традиционное из них подразумевает развитую культуру, ограниченную локальными и территориальными рамками.
По определению В. Де Мирабо, цивилизация – то, что противоположно дикости.
С ...
Падение архитектурного чуда
Высказывались предположения, что кривизна башни задумана зодчими изначально - ради демонстрации их удали и незаурядного архитектурного умения. Но гипотеза эта не слишком правдоподобна. Куда более вероятно другое: архитекторы знали, что ст ...
Концепция культуры французских просветителей
В эпоху Просвещения был совершен третий после Возрождения и Реформации духовный переворот, окончательно покончивший со средневековой системой ценностей. Он был интернациональным движением, однако тон ему задавала Франция. Провозгласив раз ...
Разделы