Романтизм и реализм как явления культуры XIX века
3. Характерной чертой романтизма является неудовлетворенность настоящим, идеализация прошлого, настоящее – это время утрат. Особый интерес романтиков вызывает средневековье, именно там они пытаются найти потерянную человеком ценность. По мнению В.Гюго, со средневековья начинается новая эпоха, стоящая под знаком нового мировоззрения - христианства, которое видит в человеке постоянную борьбу двух начал - земного и небесного, тленного и бессмертного, живого и небесного. Неодномерность человека, утраченная им в более позднее время, присуща человеку прошлого, а не настоящего.
4. Романтизм делит людей на аристократов и толпу, на выдающихся героев и "серых" посредственностей. Романтики воспевают личность, подобную Наполеону, способную раздвинуть границу человеческих возможностей. Достаточно сказать, что мимо Наполеона не прошел ни один из мастеров романтизма. Байрон считал его судьбу укором всем честолюбивым натурам. Стремление вырваться за пределы положенного, обыденного обнаруживает себя в байроновском Дон Жуане и Манфреде Гофмана («Эликсир дьявола»).
Романтический идеал существует не только в литературе, он входит в жизнь, где люди пытаются найти формы внешнего выражения собственной инакости, подчеркнутого аристократизма; «дендизма». Романтический идеал «демонической» личности, личности, не понятой обществом, входит в манеру поведения высших слоев общества. Становится модным быть подверженным сплину, выделяться внутренней опустошенностью и тоской по неосуществимому . Всеми не понятый Чайльд-Гарольд, Онегин тиражируются в повседневной жизни. Уже с ХVIII в. в английский словарь входит понятие сплин. Тосковать и даже просто скучать становится красиво и модно, романтики XIX века немыслимы без своей "мировой скорби". То, что в средневековье было смертным грехом, в девятнадцатом веке рассматривается как утонченная лирическая эмоция, человек, неспособный переживать ее, представляется неутонченным, неаристократичным, грубым.
Романтики делают одиночество своим программным лозунгом, понимая его по-разному - от байроновского вызова и бунта до пассивного поиска убежища от жестокости мира. Вопреки действительности, унифицировававшей человека, романтики отстаивают неодномерность человека. Обнаружив в себе множество разных возможностей, романтическая личность не знает, какую из них признать подлинной. "Большинство людей подобно возможным мирам Лейбница,- писал Ф. Шлегель. - Это всего лишь равноправные претенденты на существование. Как мало таких, кто существует на самом деле"[4, с.60].
Отчасти трудности самореализации связанны с богатством и многогранностью личности. Облик, в котором человек ходит перед нами, не содержит в себе ничего непреложного, сквозь этот облик может проглядывать совсем иной, с не меньшими, а то и с большими правами на осуществление. Поэтому в произведениях романтиков, например, у Гофмана, к каждому персонажу даны еще варианты его же: один вариант сбывшийся, что не уничтожает значение несбывшихся.
Но реализация того или иного варианта зависит не только от "я", романтики видят существующее отчуждение в обществе, которое обезличивает человека, заставляет его отказываться от своих наиболее ценных потенций в пользу менее ценных.
Другие статьи:
Духовная культура XIII—XV
веков
Несмотря на все лишения, духовная жизни Руси пострадала меньше всего. Были сожжены и уничтожены многие церкви вместе с городами, погибла часть священнослужителей. Когда в 1382 году на Москву напал хан Тохтамыш, москвичи приносили свои кни ...
Культура как многоплановое понятие
Культура – многоплановое понятие. Прежде всего культура - это инструмент, необходимый для выживания человечества; механизм, позволяющий людям справляться с обстоятельствами, в которых они находятся. В этом смысле культура – это сообщаемое ...
Верования древних
Вера проходила свой путь развития до нынешних религий сложным, но очень интересным путём. Одним из первых верований можно назвать Культ Богини-Матери.
Археология даёт нам поразительные свидетельства всеобщего распространения культа Богин ...
Разделы