Первые контакты с кельтами
Кельты были не обычными завоевателями - подобно древним грекам они несли свою удивительную цивилизацию другим народам. Можно без преувеличения сказать, что на протяжении двух столетий под кельтское духовное влияние попала огромная территория - от Испании до Северного Причерноморья и Малой Азии. И создай кельты свою государственность раньше римлян, имея к тому же такого мощного союзника как славянские племена, вряд ли рациональный Рим смог бы их завоевать.
Подобным стремительным восхождением тысячелетием позже были отмечены, пожалуй, только славянские народы, так же неожиданно возникшие на европейской арене и происхождение которых столь же загадочно, а появление так же неожиданно, как и появление кельтов. Вместе с тем история этих двух народов оказалась настолько тесно взаимосвязана, что эти народы постоянно путали, как античные, так и средневековые историки. И к этому есть свои предпосылки, позволяющие говорить об их глубокой связи, если не прямом родстве. Подробный анализ славянских и кельтских этнонимов будет сделан в следующей главе.
Славяне, отступившие к северу, на Вислу, увлекли за собой и кельтов. В южной Польше, по данным археологии, существовало сильное кельтское влияние, особенно в металлургии, где отмечены следы сосуществования кельтов со славянами. Отмечена также топонимия кельтского происхождения: например, название гор Pieniny, занесенное кельтами и этимологически тождественное названию гор Pennine в Англии от кельтского pennos - голова. Вместе с тем по-словенски реп - вершина горы и данный топоним мог быть как привнесен кельтами, так и воспринят ими от славян.
Славяно-кельтские контакты не ограничились регионом верхней Вислы. Очень скоро между отдельными кельтскими племенами и славянами налаживаются довольно тесные взаимоотношения. На территорию культуры подклешевых погребений, которая считается многими археологами славянской, поступают многочисленные кельтские изделия: фибулы, браслеты, различные поясные украшения, наконечники копий латенского облика, топорики, а также золотые и серебряные кельтские монеты.
"Наиболее мощное кельтское воздействие на развитие культуры подклешевых погребений приходится на II в. до н.э. Постепенно оно активизируется, и к концу этого столетия культура трансформируется в новую, получившую наименование пшеворской . Постепенно пшеворская культура распространилась по всему ареалу культуры подклешевых погребений, а затем и вышла за ее пределы. На западе в территорию этой культуры вошли области по течению Одера, где прежде проживали кельты, а в последнем столетии до н.э. и в верхнем течении Вислы. К концу II в. до н.э. перестают функционировать собственно кельтские поселения и могильники в Силезии, в конце I в. до н.э. и на остальной части Польши. Таким образом, кельты, расселившиеся в землях севернее Карпат, были полностью ассимилированы славянами. В Малопольше известен целый ряд кельтско-пшеворских памятников, отражающих этап ассимиляции кельтского населения".
Но не только кельты воздействовали на славян - было и влияние славян на кельтов, да еще в столь сакральной традиции, как захоронение покойников. "Кельты в процессе ассимиляции и метисации сменили обряд трупоположения, свойственный им, на славянский. В могильниках пшеворской культуры Силезии и междуречья Варты и Вислы лишь изредка встречаются захоронения по обряду ингумации, сопоставимые по всем деталям с собственно кельтскими".
Таким образом, можно смело утверждать, что пшеворская культура, возникшая на территории современной Польши и отражающая культурный и этнический симбиоз местного славянского населения и пришлого кельтского, начала отсюда свое победное шествие по Центральной, а затем и Восточной Европе, разнося все дальше и дальше среди славян культурные и духовные достижения кельтской цивилизации. С этого момента, с периода становления и развития пшеворской культуры, и возникли те славянские племена, которые вышли несколькими столетиями позже на мировую арену под именами склавен и антов.
Об активном проникновении кельтов в славянскую среду говорят и разнообразные и многочисленные находки, среди которых хочется выделить культовую кельтскую палочку из могильника Весулки, кельтские бусы с личиной из Домановиц, фибулу со звериной головкой из Кацице. В могильниках Спицымеж и Вымыслово найдены глиняные изображения голов быка - священного животного у кельтов и славян. В больших количествах найдены также латенские фибулы, скоро ставшие обязательной принадлежностью пшеворского костюма. Производство фибул было налажено здесь по кельтским образцам.
Археологи связывают непосредственно с кельтами наблюдаемый в погребениях пшеворской культуры обычай сгибать загробные дары и прежде всего оружие - мечи. Основываясь на этих данных, О.Н. Трубачев вспоминает лексическую группу славянского "гибнуть" и "гибель" из первоначального "сгибать" и "сгибание". Подобный обычай мог попасть к славянам именно от кельтов и оказать влияние на такое сакраментальное понятие как смерть в бою. Хотя немало исследователей придерживается мысли, что этот обряд, особенно на севере Древней Руси, пришел из Скандинавии. Учитывая, что и германские племена были подвержены сильнейшему кельтскому воздействию, можно предположить, что этот обряд был общим и у славян и у скандинавов. Немало следов кельтского пребывания и восточнее - на территории правобережной Украины. Одни украинские топонимы, да еще такие значимые, как - Галич, Галиция, происходящие, видимо, от названия племени галатов или галлов, говорят о многом. Уж куда кажется теснее связь, если западный форпост Древней Руси Галицкое и впоследствии Галицко-Волынское княжество называется почти так же, как самое крупное кельтское образование Галлия! Может быть, не зря только в этом закарпатском княжестве именно в отечественных средневековых источниках князя именовали королем. Тем более, что в настоящее время только на территории Закарпатья известно более сорока поселений латенской культуры, представленные селищами открытого типа, то есть не имеющих оборонительных сооружений - может быть и потому, что обороняться было не от кого, поскольку жили кельты среди союзников, если не сказать больше - родичей. На этой территории археологами найдено несколько мест, где занимались железодобычей. Может быть, и двигались кельтские племена на север и на восток Европы в поисках железа, сырья столь необходимого для развития кельтской цивилизации, тем более все, что было связано с добычей и производством железа, носило у этих племен сакральный характер.
Другие статьи:
Опыт прочтения: «Мастер и маргарита»
Михаил Булгаков унес из этого мира тайну творческого замысла своего последнего и, наверное, главного произведения «Мастер и Маргарита».
Мировоззрение автора оказалось весьма эклектичным: при написании романа были использованы и иудаистич ...
Героический эпос
Героический эпос - один из наиболее характерных и популярных жанров европейского средневековья. Во Франции он существовал в виде поэм, называвшихся жестами, т. е. песнями о деяниях, подвигах. Тематическую основу жест составляют реальные и ...
Черная месса
Черная месса – это мистический обряд, посвященный сатане, издевательство над христианской литургией. В «Мастере и Маргарите» она названа «балом сатаны».
В Москву Воланд приезжает именно для совершения этого обряда – это главная цель его ...
Разделы