Философы античности

Информация » Первобытная и античная культура » Философы античности

Одним из первых, кто органично вписал эстетические взгляды в свою философскую систему, был Пифагор. Создавая космологическую теорию, он обратил внимание на порядок и гармонию Вселенной. Понятие гармонии Пифагор исследовал на примере музыки, отметив, что своеобразие музыкального тона зависит от длин звучащей струны, тем самым был впервые поставлен вопрос о объективности эстетического. При исследовании музыки пифагорейцы уделяли много внимания ее воспитательному воздействию, которое она оказывает на человека, врачуя нравы и страсти и восстанавливая гармонию душевных сил.

Объективность прекрасного подчеркивали также Гераклит, Эмпедокл и Демокрит. Прекрасное, считали они, присуще самому космосу, который является воплощением стройности, порядка и гармонии. В основе космоса и искусства они видели одни и те же закономерности. Поэтому, подражая природе, искусство стремится запечатлеть в себе симметрию и гармонию частей, присущих самому миру и составляющих сущность прекрасного.

Сократ поставил вопрос о связи прекрасного с нравственным. Главным предметом в искусстве и философии является, по его мнению, не просто человек, а человек разумный и добродетельный. Что касается красоты, то ее Сократ считал относительной - то, что хорошо в одном отношении, может быть безобразным в другом, и наоборот (золотая ложка не более прекрасна, чем деревянная, ибо они одинаково целесообразны).

Под влиянием идей Сократа сформировался его ученик Платон. Подлинно прекрасное, согласно Платону, не принадлежит миру единичных чувственных вещей, а лишь идеям, которые существуют вне времени. В отличие от чувственных вещей, которые постоянно изменяются и не содержат в себе ничего истинного, идеи неизменны и прекрасны сами по себе. Постичь прекрасное, согласно Платону, можно лишь на пути отвлеченного умозрения путем интеллектуального экстаза. А поскольку искусство есть лишь подражание чувственным вещам, которые, в свою очередь, являются копиями идей, то оно только копирует их, создавая копии с копий, тени теней. По мнению философа, искусство не дает нам подлинного знания, оно далеко отстоит от истины, нередко провоцирует в человеке дурные страсти и наклонности, является обманчивым, поэтому недостойно граждан идеального государства, о котором мечтал Платон. В его взглядах ярко выражен аристократизм и нетерпимость ко всему неистинному, не влияющему достойным образом на природу человека.

Другие статьи:

Обсерватория Улугбека
Это знаменитое сооружение, расположенное близ Самарканда (Узбекистан) – одна из крупнейших обсерваторий Средневековья, созданная внуком «Железного Хромца» Тимура Улугбеком (1394-1449). На основании проводившихся здесь астрономических набл ...

Русский авангард его цели и устремления
Русский авангард 1910 - 1920-х годов отныне и навеки мы называем “Классический русский авангард”. После “Классического авангарда” наступила эра выжженной земли, она закончилась со смертью Сталина. Второй русский авангард существовал 30 ле ...

Развитие общественно политических мысли во второй половине XIX нач. XIX века
Изучение культуры киргизского народа, испытывавшей благотворное влияние России, является, несомненно, одним из актуальных вопросов истории Киргизии. Правильное ее освещение имеет большое политическое и научное значение не только для поним ...