Особенности игрового досуга в России в XIX -начале XX века
Основная игра, которая была очень популярна в допетровской Руси, называлась "зернь". В нее играли все без исключения, независимо от возраста и социального положения. "Зернь" представляла собой набор небольших одинаковых косточек, у которых одна сторона была белой, а другая черной или темно-красной. Выигрыш зависел от выпавшего цвета и от того, в каком сочетании легла "зернь".
На Руси азартные игры обычно назывались "закладными". Помимо "зерни" были популярны так называемые "яичные бои". У этой игры существовало несколько разновидностей. Например, сырое куриное яйцо пускали по специальному желобу, в конце которого ставилось яйцо противника. Чье яйцо разбивалось от удара, тот и проигрывал. Еще один способ- биться "рука в руку", т. е. держа яйцо в руке. Для этой игры использовали вареные яйца. Говорят, что самые продвинутые игроки знали секреты специальных "куриных диет", благодаря которым куры несли яйца с очень крепкой скорлупой.
Как ни странно, шахматы тоже считались распространенной азартной игрой, в которую играли практически все. Правда, шахматных досок в то время еще не было - простейшие аляповатые фигурки расставлялись на специально расчерченном столе или широкой лавке (т. н. "майдане"). Шахматные баталии зачастую сопровождались бурными спорами, а иногда даже и драками.
Еще одна старинная русская забава - "игра в бабки". Она заключалась втом, что на кон ставили кости (свиные или говяжьи) и выбивали их битами, которые заливали свинцом. В основном игра шла на деньги. Позднее появились уже известные нам лапта и городки. Кулачные бои - еще одно народное развлечение, хотя они устраивались очень редко и преимущественно носили характер судебных.
Где же предавались азартным развлечениям? Кабаки или, как их еще называли, "кружала" встречались довольно редко, а в сельской местности их практически не было. Поэтому прообразом первых игорных домов были . бани! Именно там народ спокойно мог насладиться игрой, развлечением и приятным общением за кружечкой кваса или сусла (продавать спиртное в бане категорически запрещалось).
Игральные карты появились в России намного позже, чем в европейских странах. Сначала заморское развлечение не приживалось - слишком силен был протест церкви, но петровские реформы и здесь сделали свое дело. С легкой руки Петра I игра в карты стала любимой забавой дворянства, а позднее и простонародья.
С XVIII в. вместе с другими иностранными премудростями в России стали появляться салоны с карточными играми. Активнее всего в карты играл высший свет, а в конце века был открыт знаменитый Английский клуб для аристократов. Приблизительно в это же время в стране стали выделять два типа игорных заведений: одни - для знати (прообразы современных казино), другие - для черни (кабаки, бани, трактиры). Среди простого народа особой любовью пользовались игры "три листика" (случайный набор карт из колоды) и "ремик".
Как и в мире, в России азартные игры тоже часто запрещали с давних времен. Причинами служили большие проигрыши, частые случаи воровства и ограблений, рост уровня преступности и, конечно, шулерство и мошенничество. В итоге царское правительство запретило азартные карточные игры и открытие игорных домов. Этот запрет был постоянным вплоть до падения самодержавия. Все карточные игры делились на азартные (например "экарте", "шмэн-де-фэр", что в переводе с французского означает "железная дорога", более известная до сего времени как игра в "железку") и коммерческие ("преферанс", "шестьдесят шесть", "вист" и др.).
На рубеже XIX- XX вв. увлечение картами достигло своего апогея, но Октябрьская революция запретила азартные игры, и игроки были вынуждены уйти в подполье. Б общественных местах разрешалось играть только в шахматы, шашки и домино.
Другие статьи:
Ментальность как основа национальной культуры
Ментальность (менталитет) имеет варианта определения:
1. В быт понимании – национальный характер
2. в понимании психолога – бессознательная предрасположенность к определённому типу действий или мышления.
3. в понимании культуролога – с ...
Опыт прочтения: «Мастер и маргарита»
Михаил Булгаков унес из этого мира тайну творческого замысла своего последнего и, наверное, главного произведения «Мастер и Маргарита».
Мировоззрение автора оказалось весьма эклектичным: при написании романа были использованы и иудаистич ...
Колорит
Апостолы изображены в одном пространстве и композиционно тесно спаяны между собой, духовно кажутся абсолютно едиными. Никогда еще художественный стиль Дюрера не достигал такого отточенного языка, таких монументальных, исполненных величия ...
Разделы