В чем проявилось своеобразие советской культуры 20-х годов
Плакат заменял живого оратора на собрании, митинге, разговаривал с людьми - со всеми и с каждым в отдельности всюду: на площадях, на заводах и казармах, на стенах и заборах, на вагонах и витринах, в красных уголках и на вокзалах.
Помимо печатных плакатов в годы гражданской войны возникли плакаты, рисованные от руки и размножающиеся с помощью трафарета. Это "Окна сатиры РОСТА". "Окна сатиры" дополняли газеты, откликаясь на события поэтическим, красочным, острым языком. В. Маяковский, являвшийся душой "Окон сатиры", писал: "Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат; это декреты, сейчас же распубликованные частушкой. Это - новая форма, введенная непосредственно жизнью. Это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек" ("Искусство" ст. П. Лебедева "Плакат в период иностранной интервенции). "Окна сатиры" выходили в свет около трех лет. Появились они в самое опасное для Советской страны время - осенью 1919 года. В 1920 году в различных городах страны - в Петрограде, Баку, Саратове, Харькове, Ростове-на-Дону - стали появляться свои "Окна". Это указывало на то, что успех "Окон РОСТА" был исключительным. "Окна сатиры" отзывались на самые разнообразные и животрепещущие темы. Хотя под "Окнами" подписи обычно не ставились, но можно сказать, что характер целиком определялся кипучим талантом Маяковского. "Окна сатиры РОСТА" немедленно отвечали на самые злободневные вопросы. В этом было их исключительно большое значение.
Родились и невиданные ранее формы массовой агитации - "агитпоезда". Яркие рисунки и карикатуры, украшающие вагоны, вселяли уверенность в победу над врагом внутренним и внешним.
Советский плакат возбуждал волю к борьбе, ненависть к врагам, уверенность в победе. Советский плакат правдив, мысль его ясна и жизненна. Он лаконичен и красочен, его художественные средства сильны и убедительны.
Рождение советского батального искусства не имеет точной даты. Гремели пушки Гражданской войны, но музы не молчали. Слагались новые песни, легендой становились подвиги живых, вставших на защиту своей земли, государства. Советское батальное искусство набирало силы, быстро, могуче, радостно.
А чем же отличается творчество советских баталистов от искусства прошлых лет? Ведь изображения военачальников, военных походов, сражений известны давным-давно. Можно даже предположить, что это самый древний жанр искусства, если учесть, что фигурки воинов, защищавших свои очаги или нападающих на соседние племена, встречаются в наскальных рисунках и ритуальных изображениях. Даже иконопись не обошла своим вниманием военные сражения. Русское батальное искусство появилось в начале XVIII века. Одно из первых полотен "Куликовская битва" (1720-е годы) приписывается И. Никитину. Основанная в 1757 году Академия художеств сразу же признала "исторический жанр" самым главным. В него вошла и батальная живопись.
Художники-баталисты глубоко осознавали свою великую гражданственность. "Дать обществу картины настоящей, неподдельной нельзя, глядя на сражения бинокль из прекрасного далека. Нужно самому . участвовать в атаках, штурмах, победах", -говорил еще Верещагин. ("На страже мирного труда" (1978) вступительная статья Ю.И. Нехорошева) Личное участие в боевых операциях - этот принцип стал обязательным для многих советских мастеров. Именно поэтому и обратился Б.М. Греков (1882-1934) к командованию с просьбой содействовать ему в сборе и изучении материалов о гражданской войне.
Картины Грекова - первого советского баталиста- расширили понимание этого жанра. В полотнах Грекова ясно ощутимы и тревожная боевая лирика ("Ночная раздевалка) и горечь разочарования ("Пленные декинийцы"); всесторонне раскрыт суровый фронтовой быт ("Отряд Буденного в 1918 году); выявлена жестокая горечь кровопролитных сеч ("Битва за Ростов ."); многотрудность каждодневного солдатского подвига ("Чертов мост"); увековечена радость победителей ("знаменосец и трубач"). Решительно отошел Греков от традиционного построения батальных композиций, в которых вокруг исторического деятеля группировались безликие шеренги солдат, автоматически повинующихся воле полководца. Изображая рабочих и крестьян, сознательно, с беззаветным мужеством и храбростью отстаивающих завоевания молодой республики Советов, художник индивидуализировал отвлеченное понятие "солдат", показав самые разные характеры людей, воодушевленных великими идеями.
Развитие батального искусства идет по линии углубленного раскрытия психологии современника. Здесь художники руководствуются опытом передвижников, их мастерством сюжетостроения, умением поставить персонажи картин в сложнейшие драматические положения, показать противоборство разных социальных сил. Усвоение этих уроков очевидно в картине П.П. Соколова-Скаля "Братья".
Другие статьи:
Социологический подход к изучению культуры
Социологическая школа объединяет тех исследователей, которые ищут истоки и объяснение культуры не в истории и самопроизвольном, «божественном» развитии человеческого духа, не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в ег ...
Фестиваль цветов в Челси
Самое популярное в мире цветочное шоу традиционно проходит в Лондоне в конце мая. В этом году праздник запланирован на 20-23 числа. В павильонах фестиваля будет представлено более сотни цветочных выставок со всего мира.
Фестиваль цветов ...
Погребальная обрядность праславян-сколотов
Обряд трупосожжения появляется почти одновременно с обособлением праславян от общего индоевропейского массива в XV в. до н.э. Сосуществуя, в той или иной мере с ингумацией, он бытует у славян двадцать семь столетий вплоть до эпохи Владими ...
Разделы