История культурно-просветительной деятельности

Информация » Общественно-просветительское движение и досуг в России в XIX - начале XX вв » История культурно-просветительной деятельности

Страница 5

Большинство исследователей признало главным движущим мотивом для подвижников просвещения бескорыстное служение народу на благо его просвещения и приобщения к ценностям культуры. Долг интеллигенции перед народом, о котором рассуждали народники, проблема возвращения этого долга в виде разносторонних знаний - вот чем были озабочены представители передовой, демократически настроенной интеллигенции всю вторую половину XIX века. Поиск форм возвращения этого долга в виде знаний и стал реальным воплощением стремлений интеллигенции что-то сделать своими руками, своими силами для народа. С этими доводами трудно не согласиться.

Но были и другие мотивы участия разных лиц и целых организаций в культурно-просветительной деятельности. Для учителей и учительниц с их скудным заработком, для священнослужителей и других мало обеспеченных слоев интеллигенции работа в воскресной или вечерней школе, заведование библиотекой, ведение народных чтений, являлись дополнительным заработком, конечно, при условии, если эта работа оплачивалась. Это были весьма прозаические, но веские причины для участия некоторых отрядов интеллигенции в просветительной деятельности.

А вот, например, земским учителям земские управы вменяли в прямую обязанность работать в земских культурно-просветительных учреждениях без всякой оплаты. Таким образом, не обошлось и без элементов принуждения в организации культурно-просветительной работы на местах. Хотя, необходимо признать, что земские учителя были настоящими подвижниками просвещения.

Таким образом, нельзя сводить всю культурно-просветительную деятельность в дореволюционной России только к голому энтузиазму участников просветительной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другие статьи:

Искусство эпохи неолита
Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000—3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захв ...

Опыт прочтения: «Мастер и маргарита»
Михаил Булгаков унес из этого мира тайну творческого замысла своего последнего и, наверное, главного произведения «Мастер и Маргарита». Мировоззрение автора оказалось весьма эклектичным: при написании романа были использованы и иудаистич ...

Роль средневековых городов в становлении нового образа жизни
К концу 12 в. роль религиозных, политических, экономических и культурных центров в Европе перешла от монастырей к городам. В них создавались крупные общины с самостоятельным управлением. Росло число ремесленных цехов и других светских кор ...