Профессиональная компетентность библиотекаря
В условиях коренных преобразований, связанных с усилением в общественном развитии роли информации, знаний и образования как условия обеспечения устойчивого развития и стабильности новой цивилизации, происходит осознание мировым сообществом необходимости специальной подготовки индивида к продуктивной жизнедеятельности в принципиально иной информационно-образовательной среде общества, которое принято назвать информационным, а сегодня со всей определенностью «переходным к обществу знаний» [17, с. 640]. Образование считает приоритетной целью формирование людей с новым типом мышления, творческих, самостоятельных в принятии решений.
Так, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года особо подчеркивается, что «…развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…» .
В новом обществе формируется новый тип «опережающего образования» (образование в течение всей социально активной жизни индивида), успешность осуществления которого во многом определяется способностью индивида добывать информацию, извлекать из нее знания, создавая на этой основе новое знание, то есть, продуктивно использовать не только «готовое» знание, но и сырье. Таким образом, успешность реализации непрерывного образования во многом определяется уровнем информационной культуры индивида.
В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования, обеспечивающего повышение информационной культуры в обществе вообще и отдельного индивида в частности.
В процесс информационного образования должны быть включены образовательные учреждения различного уровня, система повышения квалификации специалистов, органы информации. Особое место среди социальных институтов, причастных к информационному образованию занимает библиотека, а ключевая роль отводится библиотекарям. Именно на них возлагается ответственность за повышение уровня информационной культуры личности. Реализация целостной концепции возможна при ориентации на технологический подход к процессу обучения основам информационной культуры различных категорий пользователей информации.
Решение этой сложной социальной задачи требует не только кардинально новых подходов к деятельности библиотеки как социального института, отвечающего за формирование информационной культуры личности, но и к деятельности организаторов информационного обучения, то есть библиотекарей. В практике отечественных библиотек накоплен интересный опыт, сложились определенные традиции. Однако, несмотря на определенные усилия, которые предпринимают библиотекари, состояние информационной подготовки, уровень информационной культуры личности остается не соответствующим требованиям времени. В условиях перехода к обществу знаний становится необходимой целенаправленная, осознанная, результативная организация деятельности библиотеки, а это, в свою очередь, невозможно без специально подготовленных кадров. Только специальная подготовка, включающая освоение будущим специалистом соответствующей предметной области, характеризующей феномен информационной культуры личности, знание психолого-педагогических особенностей каждой из возрастных групп обучаемых, профессиональное знание широкого спектра современных форм и методов обучения, новых педагогических технологий может обеспечить результативность деятельности на уровне современных требований.
Другие статьи:
Женский костюм Орловской губернии
Одежда Орловской женщины была яркой как радуга. Рубаха со сплошь расшитыми красной нитью рукавами и вышитым подолом. Рукава заканчивались алыми сборчатыми манжетами. Затем одевалась понева – распашная. Понева шилась из трех полотнищ, и пе ...
Общекультурное значение художественного творчества
Со временем цели становились все менее идеальными, все более реальными, все более земными и только художественное творчество оставалось сферой совпадения целей и идеалов. Общество развивалось, идеалы как бы умирали, подменялись целями. Ис ...
Определения понятия культуры, школы культурологии
Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон в книге "Культура. Критический обзор концепций и дефиниций" [181] привели около трехсот определений культуры, которые они разбили на шесть основных типов. Приведем сначала определе ...
Разделы