Духовная жизнь Древнего Рима

Информация » Особенности духовной жизни древних народов » Духовная жизнь Древнего Рима

Страница 2

При таком отстраненном отношении к богам не могло быть и речи о каких-либо сильных религиозно аскетических эмоциях. Восточные жрецы Кибели способны были оскопить себя в своем неистовом поклонении перед женственностью богини.

Для римлян такой подвиг был страшен и чужой, они могли сделать его разве что объектом яркого поэтического изображения с элементом эротичного любопытства (поэма Катулла «Аттис»).

Проявления аскетизма в раннем римском обществе базировались, строго говоря, даже не на религии, а на этике гражданского, сельского общежития, сурового и манерного даже относительно завоеваний еллинистичной цивилизации. Плутарх описывает как образец римской добродетели сенатора Катона Старшего, который настолько кичился своим чистым и примитивным образом жизни, который готов был жить в стеклянном доме, – он считал, что ему ничего прятать. Катон ненавидел влияние греческой городской культуры, литературу и театр, добился высылки греческих актеров из Рима. Но тяжело считать это настоящим духовным аскетизмом.

Но все-таки, при сугубой практичности римской жизни и римской религии, здесь возникают и определенные аскетические устремления, в первую очередь связанные с представлениями о магическом содержании поведения жреца. Как и всякая языческая аскеза, содержание носит здесь характер теургии, связывания воли божества.

От народных религиозных представлений древней эпохи римляне восприняли разные предписания – например, относительно полового сдерживания фламинив – жрецов культа Юпитера, или обязательность невинности для весталок – служителей Вести [2, с. 324]. Но все это было связано в первую очередь с представлением о необходимости ритуальной чистоты тела жреца, а потому такой аскетизм носил чисто внешний характер и не имел особенного психологического содержания, мистического или морального.

В запрещениях, которые действовали в тех или других коллегиях, прослеживаются пережитков древних суеверий и табу, смысл которых уже в классическую эпоху тяжело было установить. Обременительной была, например, жизнь фламина Юпитера: он не имел права давать клятву, не смел ездить верхом, выходить из дома с непокрытой головой, касаться сырого мяса; запрещенные для него были также прикосновение к козе, плющу, тем же бобам и другое.

Такой аскетизм, лишенный настоящего духовного содержания, нередко совсем непринужденно перерастал в эротику, оргиазм или прямое изуверство. Да, жрецы животного бога Фавна луперки в праздник луперкалий бегали в одних кожных набедрениках по улицам, изображая волков, и хлестали ремнями молодых девушек или женщин, которые еще не рожали, чтобы они перебороли свою бесплодность.

Нарушение аскетического установления каралось жестоко. Да, весталку, разоблаченную в половых зносинах, зарывали живой в землю, оставив в яме воспаленную свечу и . стакан молока. Зато весталку, которая берегла целомудрие, уважали достаточно высоко: главная жрица этой коллегии, например, имела право помиловать присужденного до смерти преступника.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Особенности первобытного искусства
Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. В то время люди ещё не знали металла, и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век. Люди каменного ...

Погребальная обрядность праславян-сколотов
Обряд трупосожжения появляется почти одновременно с обособлением праславян от общего индоевропейского массива в XV в. до н.э. Сосуществуя, в той или иной мере с ингумацией, он бытует у славян двадцать семь столетий вплоть до эпохи Владими ...

Материальная и духовная культура
Культура включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека. Эти материальные и духовные реальности называются артефактами, то есть искусственно созданными – они задуманы и созданы человеком как творцом. ...