Образ человека в культуре Древней Греции
Менее значимой, но всё же популярной, являлась комедия (в переводе на русский - песнь весёлой толпы). Аристофан в своих комедиях "Всадники", "Облака", "Осы", "Птицы", "Лягушки" и Менандр ("Брюзга", "Третейский суд", "Отрезанная коса") иронично, а порой и сатирично, карикатурно и, даже в доходящих до неприличия остротах (Аристофан), обличали человеческие пороки, несовершенные стороны общественной, государственной, семейной и личной жизни. Богам, и тем доставалось от комедиографов.
Величайший комедиограф Аристофан (445-386 гг. до н.э.) - тоже порождение афинской демократии, ее яростный защитник, выразитель чаяний аттического крестьянства. Он комедию сделал орудием борьбы за гражданские идеалы, обличения пороков. Вывел много ярких социальных типов. В комедиях Аристофана действуют политики, софисты, крестьяне, горожане и пр. слои населения. Юмор развлекает, но порой больно жалит.
Поучительным жанром являлась басня, в символической форме обличавшая пороки человеческой жизни. Величайший баснописец Эзоп сочинил множество басен и ныне не утративших своей актуальности. Его сюжеты легли в основу творчества писателей последующих времён - Федра, Бабрия, Лафонтена, Крылова, Глебова.
Греки являются творцами и такого популярного жанра как анекдот. Существовали целые сборники анектодов. Один из них "Филогелос" (смехач) и ныне восхищает читателей. В анекдотах в шутливой форме обличались педантизм, лень, глупость, нерадивость, пьянство, обжорство, супружеская неверность и т.п.
Весомое место в литературе занимали жизнеописания знаменитых людей. В этом жанре известны Плутарх и Диоген Лаэртский [3].
Особое место в древнегреческой культуре занимает философия.
В процессе своего развития, философия вбирала в себя различные предшествующие научные знания, бытовые описания. В результате довольно четко оформился отличительный признак философии - стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. Именно не мудрость сама по себе, а любовь к мудрости, стремление к ней как постоянное состояние человеческого духа.
Период в ее развитии, начиная с Сократа (V в. до н. э), признавал истинно философскими чисто человеческие проблемы. Грандиозные философские системы Платона и Аристотеля включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др. [10].
Другие статьи:
Погребление и мумифицирование
Считалось, что искусство бальзамирования трупов и превращение их в мумии имеет божественное происхождение; его приписывали Хору, сыну Осириса и Исиды. Слово "мумия" - арабского происхождения и обозначает, по словам арабского пут ...
Выразительность речи
Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей.
Следует имет ...
Дружба
Древнегреческое слово «филия» (philia) обычно переводимое как «дружба», означало сближение, соединение, доходящее до полного слияния и отождествления. Впервые «филия» появляется у Геродота, обозначая мирный договор, союз между государства ...
Разделы