Психологизм портретных образов В. Серова

Информация » Психологизм портретных образов В. Серова

XIX век в России в целом, и особенно вторую половину столетия, не случайно называют золотым веком русского искусства. Это была одна из самых интересных эпох в истории русской художественной культуры.

Глубокий психологизм и обращение к сложнейшим философским и морально-нравственным проблемам – отличительная черта русской портретной живописи. В сложном поиске истины, который происходил в искусстве второй половины XIX века, портретной живописи принадлежит одно из самых достойных мест. Противоречивые, а порою трагические связи человека с окружающим миром глубже всего раскрыла русская литература. Вслед за ней и рядом с нею живописцы писали портреты своих современников, создав таким образом замечательную портретную галерею, которая стала неотъемлемой частью русской духовной и художественной культуры.

Именно в портрете новая проблематика в искусстве 80-х годов находит свое наиболее непредвзятое художественное выражение, определив во многом и, может быть в самом главном, последующее развитие русского реализма - в первую очередь в творчестве его лидера - В. А. Серова.

Лирическое начало, поэзия, увлеченность характерным своеобразием натуры, присущие портретным образам молодого Серова в период 1880-1890-х годов, в своей исходной позиции развивают высокий гуманизм.

Поэтизация прекрасной человеческой личности, "отрадное" чувствуется в полотнах раннего Серова ("Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем"). Им ознаменован поворот от критического реализма передвижников к "реализму поэтическому".

Валентин Александрович Серов - крупнейший художник рубежа столетий. Жанр портрета был основным в его творчестве, хотя он писал и пейзажи, и исторические картины. Ученик Репина, он во многом унаследовал и развил присущий этому мастеру глубокий художественный психологизм. Портреты Серова – важнейший итог развития портретного жанра, одно из достижений русского реалистического искусства (портреты Ф.И.Шаляпина, И.А.Морозова, О.К. Орловой, Николая II). Этим объясняется актуальность данного исследования.

Объект исследования – психологический компонент в творчестве В. Серова.

Предмет исследования составляет ряд картин В. Серова.

Цель исследования – раскрыть психологизм портретных образов Валентина Серова.

Задачи:

· Изучить литературу по теме исследования;

· Дать краткую биографическую справку;

· Рассмотреть этапы формирования портретной живописи Серова;

· Провести анализ портретных образов Серова в картинах "Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем", портретов членов семьи Морозовых.

При написании данной работы были использованы труды многих авторов. Очень подробно и открыто вспоминает о творчестве Валентина Серова художник и искусствовед Грабарь И.Э. в книге "Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество". Также своеобразие психологизма портретных образов Серова помогают раскрывать Рерих Н.К. ("Из литературного наследства", 1974), Мамонтов В.С. "Воспоминания о русских художниках", 1951). В альбоме "В.Серов", автором вступительной статьи и составителем которого является Д.В. Сарабьянов, представлено творчество великого русского живописца.

Структура работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Другие статьи:

Дизайн в России сегодня
В середине 80-ых годов стали возможны ранее закрытые формы творчества, а достаточно скованное, но начавшееся развитие частного предпринимательства позволило молодым, возможности которых до того были скованы государственным строем, открыть ...

Религия
Религия римлян древнейшего часа базировался главным образом на представлении о внутренних силах, присущий отдельным предметам и людям, на вере у духов - охранников и покровителей мест, действий, состояние. К ним принадлежали гении (добрые ...

Закон продвижения и ориентации адресата
Второй закон - закон продвижения и ориентации адресата, который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован "в пространстве" речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели. Прежде всег ...