Особенности музеефикации и культурный туризм
Исследовательский интерес к музеефикации в настоящее время чрезвычайно высок. Он объясняется тем, что быстроменяющийся мир обостряет музейную потребность, а потому сейчас музеефикации подвергаются культура, сознание, человек. В данный момент музеефикация является не только самым оптимальным вариантом сохранения и использования памятников культуры, но и активно содействует органичному соединению памятника с регионом, обществом, средой бытования. Повышенное внимание, которое представляет собой эта музейная практика, объяснимо значительной ролью историко-культурного наследия в формировании российской культуры. Современная музеефикация расширяет круг объектов, меняет прежний взгляд на главенство временной категории над пространственной, уравновешивает их значимость. Необходимо отметить, что музеефикация по-прежнему остаётся самым оптимальным вариантом не только сохранения историко-культурного наследия, но и репрезентацией его в привычном пространственном окружении. Стремительные и порой необратимые утраты культурного пространства очевидны. В связи с этим, необходимо музеефицировать всё то, что сохранилось. Музеефикационная практика стала реальным явлением. Однако существует расхожее мнение о том, что утерянный памятник якобы легко можно реконструировать без ущерба подлинности, что не совсем верно. Освоение историко-культурного наследия не может существовать обособленно, не взаимодействуя с семиосферой культуры.
До сих пор в музейной теории и практике термин «музеефикация» использовался достаточно узко, в основном применительно к недвижимым памятникам, осваиваемым исключительно на месте своего бытования. Однако наметилась тенденция активного приспособления музейной среды, находящейся вокруг историко-культурного памятника в качестве музейного объекта. Активизация музеефикационных практик повлекла за собой множество разноречивых трактовок. Музеефикация ещё не вполне осмыслена в музееведении, так как долгое время являлась прерогативой архитекторов и реставраторов. Поэтому при формировании нового типа комплексных музеев, мегамузеев, возникающих на основе музеев-заповедников, возникает острая проблема, связанная с использованием фрагментов среды, интерпретацией материальных и нематериальных объектов наследия, их отбором, сохранением и приведением в музейное состояние. Музеефикация, как и любой вид музейной деятельности, имеет и практический, и теоретический аспекты. Теории, определяющей направление практической работы, уделялось недостаточное внимание. Необходимо придать музеефикации чёткие формы и содержание. В этой связи, следует отметить особую значимость вклада в развитие и осмысление проблем музеефикации доктора культурологии, автора диссертации «Музеефикация памятников как механизм использования культурного наследия в регионе» Э.А. Шулеповой. Соединение музееведческих приёмов и методов исследования с категориями и понятиями философии, культурологии, географии, регионоведения потребовало рассмотрения темы исследования в междисциплинарном контексте. До сих пор феномен музеефикации историко-культурного наследия изучали преимущественно архитекторы, реставраторы, музееведы, историки, краеведы, оставляя вне поля зрения пространственно-контекстуальные связи и социокультурные аспекты. Особую важность представляют так же работы Юга де Варена, М.Е. Каулен, М. Керьена, Ж.А. Ривьера, Э.А. Шулеповой, касающиеся природы «средовых музеев». Большой интерес имеет концептуальный и эмпирический материал, содержащийся в публикациях журналов «Museum» и «Мир музея». Однако, собственно музееведческих методов, ввиду недостаточной методологической разработанности вопроса, не так уж много. К тому же, феномен историко-культурного наследия изучен далеко не полностью и не вполне систематизирован.
- Музеефикация как способ сохранения и использования историко-культурного наследия
- Особенности музеефикации археологических памятников
- Особенности музеефикации дворцов и исторических зданий
- Музеефикация Казанского Кремля
- Особенности реставрации и консервации недвижимых объектов историко-культурного наследия
- Культурный туризм как способ сохранения и использования историко-культурного наследия
Другие статьи:
Периодизация этапов дореволюционной культурно-просветительной деятельности
Предлагается следующая периодизация этапов дореволюционной культурно-просветительной деятельности за весь период ее существования (этапы в свою очередь распадаются на отдельные периоды времени).
I этап - 1859 - 1890 гг. - становление кул ...
Программа соревнований, определение победителей, герои Олимпиад
Первым и долгое время единственным соревнованием на Олимпийских играх был бег. Сначала он проводился на дистанцию в один стадий (192,27 м) — стадиодром. С 14-й Олимпиады (724 г. до н. э.) в программу был включен двойной бег, на два стадия ...
Фольклингенские металлургические заводы
Комплекс старинных металлургических заводов, занимающий 6 гектаров, располагается на окраине немецкого города Фольклинген в Сааре. Сложившийся во второй половине XIX – начале XX столетия, сегодня он является единственным в Западной Европе ...
Разделы