Обрядовый театр
В душе любого народа таится жажда беспредельного совершенства, стремление к воплощению идеала. Одно из доказательств тому - существование искусства во все времена и у всех народов. Но, рождая великих и малых художников, ни один народ не отрекался от непосредственной художественной деятельности, не передоверял ее всецело своим гениям, утоляя жажду прекрасного лишь одними шедеврами.
Невозможно представить высочайшую вершину вне других гор и хребтов, также невозможно появление гениального художника без многих его менее одаренных собратьев. Шедевры в искусстве не могут рождаться ни с того ни с сего, на пустом месте. Они появляются только на исторической почве, достаточно подготовленной, обогащенной повседневным и повсеместным народным творчеством.
Нельзя отделить, обособить, отщепить гениальные творения от народной жизни. Как бы мы ни старались, они все равно останутся лишь проявлением наиболее редкого и удачного утоления народной жажды идеального в красоте. Идеала достичь невозможно - ехидно напомнит рационалист. Да, идеала достичь невозможно, но кому помешало стремление к нему? И разве не в этом стремлении познается, что хорошо, что похуже, а что и совсем никуда не годится? Разумеется, не каждый крестьянин умел срубить шатровую церковь, как не каждая девушка могла заниматься лицевым шитьем. Далеко не в каждом доме царили порядок и чистота, и не в каждой деревне хватало хлеба до нового урожая... Существовало однако ж, в народном сердце мощное стремление ко всему этому. А где есть стремление, там есть и осуществление, мера которого была бы непонятной без идеального представления о красоте и порядке.
Народное искусство трудно выделить из единого целого крестьянской жизни, из всего ее уклада. Оно очень прочно переплеталось с трудовыми, бытовыми и религиозными явлениями. Стремление к прекрасному сказывалось, в частности, в драматизированных обычаях и обрядах, из которых, собственно, и состоял весь годовой и жизненный цикл отдельного человека, следовательно, и всего селения, всей этнической группы.
До сих пор не только бытовые, но и некоторые трудовые явления носят ритуальный характер. Но ритуал - это всегда действо (а действо - это уже драма).
Драма, по Аристотелю, всегда имеет начало середину и конец, их нельзя поменять местами, не разрушив самого ее существа. Именно к такому образному свойству тяготеют многие народные обычаи и обряды. Точно так же народная молва всегда стремится к сюжету, на чем и паразитируют невероятные слухи преувеличенные добавления и пр.
Условно народный обычай вполне можно назвать миниатюрной драмой. Но на этом, пожалуй, и закончатся наши возможности заимствований из книжной культуры. Так, понятия "трагедия" и "комедия" уже не подходят для характеристики того или иного обычая хотя очень соблазнительно похороны, например, отнести к жанру трагическому, а Святки - к комическому.
Поэтому я решила изучить календарные и семейно-бытовые обряды, чтобы выяснить в чем же заключается театральность обряда. Это и есть цель моей курсовой работы.
Для достижения данной цели я поставила перед собой ряд задач:
проанализировать возникновение и эволюцию народных праздников и обрядов;
раскрыть понятия: традиция, обычай, праздник, обряд, ритуал;
изучить календарные и семейно-бытовые обряды.
- Эпоха синкретизма. Жизнь первобытных племен как непрерывный обряд
- Понятие обычая, обряда, ритуала, традиции
- Календарные обряды
- Семейно-бытовые обряды. Свадьба
- Крестины
- Похороны
- Проводы в армию
Другие статьи:
Филимоново
Деревня Филимоново Одоевского района Тульской области – центр знаменитого промысла глиняных игрушек.
Филимоновские игрушки лепные, почти всегда со свистом; даже крупных размеров «бабы» держат под рукой птичку-свистульку. Высота игрушек – ...
Раннее средневековье
Раннее средневековье в Европе - это период с конца IV в. до середины X в. В целом раннее средневековье было временем глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой. Этот упадок выражался в господстве натурального ...
Общественно-историческая школа
Итак, какие же направления и школы существуют в культурологии? Безусловно, следует иметь в виду, что деление на школы весьма условно и границы между ними часто размыты, так как каждая школа нередко использует взгляды и достижения своих пр ...
Разделы